Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Алла Бородина: «Наш конкурс — площадка для общения»

К нам на сайт продолжают поступать творческие работы юных авторов. И сегодня мы представляем еще одного члена жюри, педагога, филолога и автора учебника «Основы православной культуры» Аллу Бородину.

 Алла Валентиновна, в чем цели и задачи конкурса «Лето Господне»?

 Цели конкурса, по большому счёту, имеют непреходящее значение — чтобы непереводились на земле русской, давшей миру великую русскую культуру, таланты. Организаторы конкурса, как я почувствовала, направили свои усилия на главнейшие факторы единства России — русский язык, литературу и историю, эти три кита, на которых держится культура и формируется сознание государственной и национальной идентичности. Именно на этих трёх китах всегда строилась вся воспитательная система по формированию личности гражданина-патриота. Есть и другие задачи — оказание детям помощи в успешной социализации, поддержание интереса к знаниям истории, культуры, литературы. И, конечно, в этом конкурсе заложены механизмы, которые позволяют школьникам расширять круг знакомых, друзей в благополучной интеллектуальной среде и с хорошим предметом общения. Это очень важно сегодня, ведь ребёнок не должен быть одинок, но зачастую попытки расширения круга общения таят много опасностей. В этом смысле наш литературный конкурс предлагает ещё одну площадку для полезного во всех отношениях общения.

 Как ребятам писать, чтобы на их работы обратили внимание члены жюри?

 Конечно, Вы имеете в виду, чтобы обратили внимание в хорошем смысле — заинтересовали, приятно удивили? Прежде всего, ребятам придётся писать грамотно, потому что первый этап конкурса — это отсев по вопросам грамотности. Значит, ребятам нужно будет и самим потрудиться, взять на вооружение все навыки самоконтроля и, может быть, посотрудничать со взрослыми — родителями, учителями, старшими братьями, сёстрами, прибегнуть к их помощи. Это очень хорошо, это ведь тоже средство социального иродственного единения на хороших целях и хорошем материале. А в плане содержания и его изложения, нужно постараться писать самим, собирать информацию, анализировать, отбирать, но излагать самим, не брать готовое в Интернете, потому что такие работы будут отсеиваться, а учиться говорить со своим внутренним я, с историей, с наукой, спредполагаемым читателем.

 Чего не хватает современным школьникам?

 Современным школьникам не хватает веры в то, что творчество имеет смысл и духовную ответственность. Ребят загнали ЕГЭ, гонкой за баллами, борьбой за права, формальными документами. Детей не очень ориентируют на саму жизнь в высоком смысле этого слова, тоесть на то, что происходит внутри него, то главное, что делает человека человеком и делает его счастливым. Его всё время направляют на внешнее — что-то материальное получить ипобольше, чем-то блеснуть, утвердиться, добиться внешнего успеха. Эта сторона человеческого бытия не может быть главной. Ориентиры только на это лишают человека жизни, полноты чувств, интеллектуального развития — блокируют становление личности.

 Как могут педагоги увлечь ребят — убедить поучаствовать в конкурсе?

 Думаю, что учитель должен прежде всего донести до учеников информацию о конкурсе, не только разместить её на стенде, но и обозначить ряд тем, к которым был обнаружен интерес школьников, или в которых возникли споры, или даже непонимание, то есть можно использовать участие в конкурсе как продолжение дискуссии или углубление или обобщение темы.

 Какова роль учителя в развитии творческих способностей ребят?

 Роль учителя теоретически велика в этом смысле, но, к сожалению, современным учителям играть эту роль всё сложнее. Если позволите, я не буду развивать эту мысль, она связана с целым рядом проблем современного образования, поскольку не в сторону развития системы воспитания личности и, тем более, творческой личности была направлена модернизация образования в течение последней четверти века. И не на развитие отношений сотрудничества учитель-ученик она была направлена. Хотя вопреки всему, ещё есть хорошие учителя, умеющие помогать ученикам в их творческом развитии. Я таких знаю, видела, но нев Москве. Может быть, такие учителя есть ещё и в столице, хочется в это верить, но я их незнаю. Те, которых знала, ушли из московских школ, давно уже система не оставляет учителям времени и возможности быть учителями, педагогами, видеть детей, воспитывать их, быть наставниками.

 Почему ребятам надо изучать «Основы православной культуры»?

 Без основ православной культуры невозможно изучать ни отечественную литературу, ниисторию, ни русский язык. А воспитывающее значение этого курса вообще невозможно переоценить. Причём этот воспитывающий потенциал охватывает все уровни жизни человека: физиологический, социальный, духовный — и все сферы бытия: и межличностных отношений в обществе, на производстве, в быту, и творческого развития и реализации, игражданского уклада, и семейных отношений. И, конечно, собственно духовной жизни человека, эта сфера духовного совершенствования раскрывается только в этом нашем курсе, систематически, ненавязчиво через культуру, историю, отечественную литературу.