Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Жанровое многообразие творческих работ победителей и призёров Международного конкурса имени И.С.Шмелёва «Лето господне»

Васюченкова Т.В., эксперт конкурса "Лето Господне".


«Творчество, творить» - эти слова, вне самого сомнения, входят в синонимический смысловой ряд со словами «созидать, открывать,   преображать, удивлять».  Хорошие творческие работы воспринимаются  мною как уникальный подарок  нам, читателям.

 Всё уникальное носит индивидуальный,  неповторимый  характер, поэтому и удивляет, и радует.

 Я в этом убедилась в который раз,  обратившись к работам победителей и призёров предыдущих лет международного конкурса «Лето господне». Работы, отмеченные жюри  как лучшие, отличаются жанровым своеобразием: это рассказы, очерки, стихи, дневниковые записи, эпистолярные послания, интервью, краеведческая проза, путешествие, литературно-критические статьи и исследования, эссе.

 Больше всего конкурсантами написано рассказов. Несмотря на то что  среди участников конкурса нет писателей, создают свои произведения они  в соответствии с законами жанра: впечатляют яркие запоминающиеся образы, выстраивание сюжетной линии, композиция произведений, изысканность выразительных средств языка.

  К жанру путешествия тоже обращаются многие , но далеко не все гармонично соединяют личностное восприятие увиденного с предметами, объектами описания. К сожалению, стандартные работы похожи друг на друга, как копии: указывается маршрут путешествия, описывается увиденное в пути, включаются исторические данные, факты, однообразен оценочный словесный ряд. Такие работы не запоминаются. А в работах призёров конкурса эмоциональное настроение  пронизывает весь текст. Как раньше древние сказители сопровождали свой рассказ игрой на гуслях, так  и в этих работах  слышится определённая мелодия, она окрашивает текст и не теряется от первой до последней строки. Это  своего рода искусство: отразить свои чувства  в слове и передать  его читателям, увлечь их. В работах , не вошедших в число призовых, эмоциональным, как правило, является вступление или заключение, далее авторы, переходя к конкретному описанию, теряют эту нить, в результате нарушается стилистическое и эмоциональное единство.

  Краеведческие работы тоже нередки, это хорошо, что молодое поколение изучает историю родного края, представленную в лицах, биографиях людей, в архитектурных памятниках. Но данная работа не должна быть исторической справкой.  Интересны очерки, исследования, отражающие процесс поиска этих материалов: почему захотелось узнать, когда  при каких обстоятельствах возникло желание изучить, узнать новое, , что читал, изучал, к кому обращался в поисках истины, каков  результат, изменился ли сам, соприкоснувшись с живой историей.          Проектные работы, как правило, соответствуют этим требованиям. Есть среди лучших работ и такой жанр.

 На втором месте по количеству избравших  стоит жанр   сочинения-рассуждения и жанр эссе.

Жанр сочинения-рассуждения, отражающего отношение к прочитанным произведениям, часто приобретает вид литературно-критической статьи, настолько глубоко исследуют юные читатели духовные основы произведений русской литературы, их содержание, идейно-художественное своеобразие в свете их связи с христианскими заповедями. Конечно же, можно прочитать академические литературно-критические статьи и расширить своё представление об уникальности книг писателей-классиков. Как выразить свою точку зрения? Как передать своё видение темы,   проблем, идей, характеров героев?    Тем и отличались работы известных критиков своего времени, что отчётливо было выражено авторское «я» , например, оценка драмы А.Н.Островского «Гроза» Н.А.Добролюбовым и Д.И.Писаревым,  статьи В.Г. Белинского о Пушкине или научное исследование  произведений русской литературы М.М.Дунаевым..  В работах победителей и призёров конкурса именно   это авторское «я»  отчётливо выражено, познание неотрывно связано с самопознанием, этим они и интересны. 

   Особого внимания заслуживает жанр эссе. Типичная ошибка пишуших в том, что они любое рассуждение называют эссе, забывая  об авторской индивидуальности. В словаре литературно-творческих терминов  отмечено, что эссе относят к сочинениям или текстам, в которых концепция автора в отношении исходного текста даётся в оригинальной форме: «Эссе (от латинского exagium- взвешивание) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному  поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе –вид творческой работы- уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М.Монтень)». Таким образом,   подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи – это первое свойство данного жанра. Некоторых подкупает эта внешняя простота (пиши о чём хочешь);   они   не учитывают того, что в этом жанре  могут соединиться различные способы освоения мира: и художественный, и научный, и религиозный, и философский, что выявляются особые умения познания : умение находить аналогии, умение сопоставлять различные факты, явления  и предметы действительности, находить общее и, может быть, несовместимое. Эссе выявляет уровень аналитического мышления, образного, ассоциативного, а также уровень коммуникативной и речевой культуры. 

 Авторы  лучших работ в жанре эссе, отмеченные членами жюри,  справились с очень нелёгкой задачей  и продемонстрировали знание жанрообразующих признаков и  разные формы этого жанра: исповеди, литературно-критические статьи,  художественные и философские  зарисовки, 

 Страницы из дневника и работы эпистолярного стиля очень близки жанру эссе. Доверительные интонации, иногда исповедальные откровения, наблюдения за жизнью, поведением людей  подчеркивают индивидуальность пишущего, отражают процесс самопознания личности. А читатель невольно оказывается в роли собеседника и друга, ведь тебе открыли душу. Может показаться, что легко преобразовать текст в форму дневниковой записи, стоит расставить даты. Нет,  надо так писать, чтобы читающий поверил в искренность, глубину высказываний. Мастерски с этим справились лишь немногие участники конкурса.

 

Стихотворения, присланные на конкурс, отличаются единством содержания и формы. Воплотить в яркой выразительной форме самую глубокую идею дано не каждому. Умению слагать стихи, на мой взгляд,  обучить невозможно,  если человек не слышит «созвучье слов живых». Это дар и благословение Божье. Радует, что среди конкурсантов есть истинные ценители слова, их работы пополнили копилку драгоценных мыслей.