Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Сергей Арутюнов провёл мастер-класс для старшей возрастной группы

27 марта, в день приезда старшей возрастной группы финалистов Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. Ивана Сергеевича Шмелёва главный редактор конкурса Сергей Арутюнов провёл с ребятами писательский мастер-класс.

Разговор о словесности не мог быть беспредметным: Сергей Сергеевич проанализировал некоторые конкурсные работы старшей группы, отметив как общие тенденции в стилистике и сюжетных ходах, так и отрадные частности, не могущие быть общими местами, и позволяющие надеяться на создание ребятами в скором будущем полноценных литературных произведений.

Почти во всех работах были выделены фундаментальные черты: так, разбор «Белой гвардии» Дарьи Акулининой был выделен как весьма тонкий и обещающий явление вдумчивого литературоведа, а «афганская» новелла Ульяны Бойчевской – как начало мускулистой «мужской» прозы с метафизическим опытом вживания в своего героя. Здесь ведущим было отмечено, что артистизм (способность проживать другие жизни) является одним из самых неотъемлемых писательских свойств.

К разговору о популярном сегодня в основном в молодежной среде жанре «фэнтэзи» располагал большой рассказ Екатерины Быковой: Сергей Сергеевич похвалил автора за конструирование целого мира и знаменательный вывод из коллизии. Похвала досталась и Василисе Денисовой, описавшей мир слепого мальчика, спасённого святым Лукой (Войно-Ясенецким).

Работа Анны Зайцевой из Донецка была охарактеризована как мастерски публицистическая, подчёркнута также выразительная лексика стихотворения «Чудесный князь» Юлии Касаткиной.

С удовольствием цитировался ведущим рассказ Ксении Колягиной «Фиалка», оценивалось в превосходных чертах и семейное предание Никиты Кубрина «Красные сапоги». Сергей Арутюнов оценил и поэтическое дарование Александры Нерословой, прочитав несколько строк из её стихотворения, написанном после прочтения одного из рассказов Владимира Крупина. Энергия Тимофея Поедушкина при раскрытии образа святого праведного Александра Невского, правдивость и основательность Михаила Прудникова в описании военной были и непосредственность Эвелины Чернавской – вот те черты, благодаря которым заочные работы ребят обратили на себя внимание профессионалов.

Ведущий мастер-класса акцентировал внимание на определённых сложностях литературной судьбы в настоящее время. По сути, литератор сегодня не располагает масштабной поддержкой ни государства, ни даже достаточно известных цеховых объединений, включая редакции литературных журналов и конкурсные структуры в области словесности. Поэтому, по мысли Сергея Сергеевича, современный писатель в основном действует в словесности на свой страх и риск, что делает путь гораздо труднее, чем в прежние годы, но, с другой стороны, чище и свободнее с нравственной точки зрения.

Предостерегая от слишком легких путей, Сергей Арутюнов обратил внимание молодых писателей на то, что создание вокруг себя поляризованной информационной среды, в том числе при задействовании социальных сетей, инициация скандалов, связанных как с самими произведениями, так и с бытовым поведением автора, с годами начинает сказываться на судьбе автора.

«Если угодно, путь поэта и путь писателя в современной действительности – это, прежде всего, путь человека, а значит, честного труженика, а значит путь и терпения, и смирения, то есть, путь христианина», - резюмировал Сергей Арутюнов.

Он предложил ребятам подумать о будущем поприще, рассказав о Литературном институте им. А.М. Горького, в котором преподаёт уже больше пятнадцати лет, а также рассказал о литературной среде и возможных ипостасях литератора в ней, начиная от автора оригинальных произведений и заканчивая критиком и рецензентом.

 

Оргкомитет конкурса