- Владимир Николаевич, вопрос первый и не то чтобы неожиданный: если бы судьба сложилась иначе, стали бы священником? Тяжкий хлеб, но, временами кажется, такой родственный писательству… или есть кардинальные различия, и одно мастерство в другое редко переходит?
- Нет, почему же, есть много священников пишущих и очень неплохо пишущих. Им дано хранить тайну исповедей, но они же их выслушивают, переживают и потом, в назидание заблудшим, могут как-то использовать в своих письменных трудах. То есть их знание о душе человека больше нашего. Назову сразу отца Ярослава Шипова.
- Вы уже долгие годы отстаиваете честь и достоинство русских людей перед неслыханным – по всем информационным каналам – вторжением «цивилизационных ценностей» извне и изнутри страны. Как и можно ли вообще объяснить людям, чем именно эти самые ценности противоречат нашему национальному укладу, изменяют нашу природу, ломают наш цивилизационный код? Агрессивное бесстыдство, одержимость гордыней, неукротимое стремление обратить в прах и пепел то, что создано другими народами?
- Вы и ответили сами на вопрос. Вторжение «ценностей», да не разовое, а постоянное, усиливаемое вливанием денег в пропаганду антирусских идей, нарастает. Конечно, давно замечено: долго называй человека свиньёй, он и захрюкает. Но то, что мы пока не захрюкали и не собираемся хрюкать, показывает благотворную силу русских традиций.
- И в больших вещах, и в миниатюрах вы отображаете поистине уникальный склад мысли и характера – русский, и собственный, и общий. В чём он состоит? В раздолье сердца и ума? Но не пляшем же мы все комаринскую перед миром? И при этом (за что и спущены с цепи пропагандисты) как-то пусть исподволь, но влияем на ход мировых событий…
- То, что мы влияем, это несомненно. Зная Ближний Восток, вообще Восток, вижу, как смотрят на нас, как надеются на то, что в противостоянии с Западом Россия устоит. Верят, что устоим. Говорю о противостоянии нравственном, в экономическом сейчас мир ориентируется на Китай. И нам не худо у него поучится, особенно в борьбе с высокопоставленным чиновничеством — ворьём во власти, поставленном в Китае к стенке. Но в нравственном смысле Россия для Китая — пример в области литературы и культуры. Да и Запад: например, знаменитый оркестр Нидерландов во всех концертах исполняет вальс «На сопках Манчжурии». Мы, слава Богу, сильны, нас, и это хорошо, боятся. И пусть боятся те, у кого руки чешутся.
- Самый серьёзный, видимо, вопрос: может ли через сегодняшнюю русскую цивилизацию говорить Христос? Мне видится, что да, может, и не только может, но и говорит. Когда мы пожимаем плечами в ответ на навязывание нам странных и вздорных обязанностей в отношении различного рода маргиналов, внезапно возвеличиваемых, не Его ли воля сказывается в том, что мы не принимаем чего-то всей душой, привыкшей к высокой планке мыслей о человеке и его назначении на Земле?
- Спаситель во все века после днепровской купели был с нами. Святая Русь, Православная Россия — может быть, последнее пристанище Бога на земле. Православное сознание, усвоенное за века испытаний, вошло в наш генный состав, оно как гироскоп у самолёта, у ракеты. Гироскоп, объясняю тем, кто не знает, это прибор, который сохраняет направление курса и не подвержен отклонениям от него. Благотворная духовная чистота, этика и эстетика человеческих отношений, сохраняется в России. Мы живём по инерции, переданной нам от предков. Лишь бы гироскоп не затихал.
- И о земле. Хотя – и о времени. Двадцатый век с воображаемой исторической дистанции выглядит в России целиком урбанистическим. «Что случилось? Да согнали всех в города» - вот как могут быть истолкованы и революции, и мятежи против них, и войны, и Первая, и Вторая, и потянувшиеся за ними локальные конфликты, и утрата территорий. Массовый отрыв от земли – насколько он скажется, на ваш взгляд, на судьбе русского мира в будущем? Два поколения назад мои предки жили в деревне. И ваши…
- Отрыв от земли есть несомненно. Но вот что такое земля, её магнитная сила? Она не отпустит. Ребёнок, увидевший цветы, тянется к ним. А цветы — остатки рая на земле. Горожане всегда вспоминают, как на лето родители отправляли их к бабушке-дедушке, какая там была речка, козочка, как ходили за ягодами. Какая там была серебристая на изломе рассыпчатая картошка из костра. Какие звёзды открывались ночью, как царствовала среди них луна.
- Писателей, любящих Отчизну и не скрывающих этого факта, часто кричат вслед – «к чему вы нас призываете, к лучине и прялке?» Отвечать на дремуче невежественные выкрики бессмысленно, и всё же – каков он, пока еще не достижимый, но такой, кажется, близкий русский рай, обустроенный с любовью к земле и людям? Есть ли зримые очертания у национальной мечты, или нам, как и всем народам, наверное, хочется лада и минимальной предсказуемости бытия?
- Русский, да любой, рай — это иллюзия. Не может быть земного рая, рай у Бога один. Тот, из которого изгнали Адама и Еву, он никуда не делся, он ждёт. Но его надо заработать. А краткое счастье — отблеск райского, мы его все иногда испытываем: любимая согласилась пойти под венец, ребёнок родился, растёт, радует, уже и у него ребёнок. Но болезни, безденежье, тревоги, уход родных и близких, нападки извне и изнутри на родину, какой тут рай? Для личного счастья на земле хватает спокойной совести, небольшого достатка, понимания, что ты в самой лучшей стране планеты всей. Что у тебя нет запасной родины, нет двойного гражданства, что в Воскресенье, а это — малая Пасха, ты пойдёшь в церковь. И что высшее счастье — это Причастие.
- Вспомним тех, от лица которых вы говорите сегодня, ваших товарищей, лично для меня, ка и вы, бесценных – русских писателей, уничижительно названных «деревенщиками». В чём для вас, уже с такого расстояния от них, заключается их послание нам, и что, как вам кажется, они бы говорили сегодня о нашем веке и его незримых, но основополагающих расколах?
- Они — русские писатели — не молчат. Надо внимательнее читать. Юрий Кузнецов: «Потому что Третья мировая началась до Первой мировой». И почему такая цепь ошибок в истории России? Не тех слушали. Не Державина, Фонвизина, Карамзина, а Радищева, не Ломоносова, Пушкина, не святителей Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Иннокентия Херсонского, Феофана Затворника, а Белинского, Добролюбова, Писарева, Чернышевского, Толстого, не Тютчева, Кольцова, Никитина, Майкова, а Маяковского, Багрицкого, не Рубцова, а Евтушенко-Вознесенского… То есть ориентированных на обезъянничанье, на ненависть к якобы отсталой России. Маршевая песня немецких солдат ещё Первой мировой: они идут уничтожить дикую варварскую Россию. А Россия — свет миру. Народники конца 19-го века шли в народ, подстрекая его к свержению царской власти. Свергли. Вот вам урок, господа интеллигенты, пишущие. Чему учили народ? Что делать? Опять надо идти в народ, но не учить его, а учиться у него. Чему? Терпению. Бог терпел, и нам велел. Раз велел, надо терпеть. А писателям воцерковляться.
- Как вы относитесь к последним полутора годам, проходящим под знаком отлучения людей друг от друга? Что думаете о попытках разделения их по фракциям, разрубания по убеждениям даже в собственных семьях, не говоря уже о многолетних дружбах и существовании в определённых социальных и профессиональных сообществах? Выбор поставлен перед каждым, бояться смерти или презреть её. Для христианина есть ли она?
- Смерти у Бога нет. В этом смысл Распятия и Воскресения. Но по мере нашего прихода к Богу, злоба на нас от Сатаны и слуг его будет увеличиваться. И непонимание от родных и близких будет возрастать. Ничего страшного, и это нормально.
- Пророчествуйте о будущих годах: больше спросить некого. Как осознать происходящее? Как вобрать его в себя и не отравиться навек всею горечью правды? К чему готовиться? Чувствую одно: идёт большая битва Света с Тьмой, и сторону избрал давно, при крещении. Но как не соблазниться тем, что явится в обличии добра, и будет номинально считаться добром, а изнутри будет покрыто кавернами лукавства? Как прозреть – и можно ли прозреть без земли, почти без традиции, с утлой душой, не способной к настоящему духовному зрению?
- Могу предсказать, что при нашей жизни конца света не будет. И никакой глобальности, ибо самолюбие разрозненных наций велико и все считают, что Ева была именно их национальности. От честолюбия правителей будут столкновения, пострадают неповинные. Но таковых есть Царство Небесное. Надо успокоиться и просто жить. А строить свои планы — это строить свою минивавилонскую башню. Не смеши ни Бога ни людей: она все равно разрушится. Какие свои планы? Всё про тебя Господь знает лучше всяких ФСБ. Есть проверенные в веках, уже тысячелетиях Заповеди Господни, соблюдай их и живи дальше.
Беседовал Сергей Арутюнов
С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов