Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Протоиерей Геннадий Рязанцев-Седогин: «Писательство – это путь и судьба»

Только что избраны финалисты VIII конкурсного сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне». О свежих впечатлениях от заочных работ мы решили спросить у члена Конкурсной комиссии протоиерея Геннадия Рязанцева-Седогина.

- Отец Геннадий, как бы вы оценили общий уровень конкурсных работ? Стало ли для вас ободряющей неожиданностью нечто в осмыслении ребятами классических и современных реалий? Выдавалось ли что-то за рамки общепринятого канона, какое-либо дерзновение истинно поэтическое?

- В этом конкурсном сезоне детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» имени Ивана Сергеевича Шмелёва, уровень творческих работ очень высок. Выбрать 12-14 лучших произведений из огромного списка соискателей, было достаточно сложно, как раз по этой причине. Иногда возникало чувство несправедливости по отношению ко многим работам, которые ты должен оставить за чертой финалистов. И тогда приходилось более вдумчиво подходить к экзаменационной оценке, рассматривая по серьёзным критериям каждое произведение.

Это присутствие художественности в тексте, чувство музыки слова, ощущение пластичности языка, присутствие стилистических особенностей, свойственных личности каждого юного литератора, достоверности исторического материала, используемого автором и присутствие мысли. Удивила свобода и дерзновение в раскрытии предложенных конкурсантам тем.

- Какие из работ произвели на вас особенное воздействие если не сюжетом, то общим ходом рассуждения, а если не им, то запомнившейся вдруг фразой или чем-то иным?

Об одиночестве ребёнка и его взрослении по рассказу В. Распутина (автор – Карзанова Анна Андреевна). Отличный профессиональный анализ текстов К. Паустовского и глубокие нравственные выводы (автор - Индинок Анастасия Сергеевна). Замечательная работа о природе творчества на примере произведений того же К. Паустовского. Глубокие, зрелые размышления (автор - Кутанина Анна Юрьевна). Исследование книги И. Шмелёва «Лето Господне». Произведение пропущено через душу и сердце! Глубокие переживания о прошлом Отечества и его будущем (автор - Альпозген Тимур Дженкерович). Достоинств всех авторов не перечислить.

Недостатком же некоторых работ явилось присутствие в духе текста некоторой излишней назидательности, от желания молодого писателя сейчас же изменить мир к лучшему. Этим приёмом пользовались классики русской литературы, которая не вмещалась в рамки искусства и шла к проповеди. Но чтобы этот приём использовать, нужно иметь за своими плечами огромное литературно-художественное наследие…

Меня впечатлила работа «С Богом» (автор - Рылов Александр Александрович), которая в средней группе номинантов получила наибольшее число голосов. Позволю себе привести короткий отрывок из текста, чтобы читатель смог почувствовать в неторопливом повествовании удивительную авторскую стилистику:   «Невдалеке от храма мы увидели небольшую часовню из белого камня, освященную в честь прп. Кирилла Белозерского. Из надписи на памятном камне мы узнали, что именно на этом месте прп. Кириллу, бывшему тогда настоятелем монастыря, явилась Пресвятая Богородица и повелела отправиться на Белозеро, где было уготовано ему место спасения. Рядом с часовней за небольшой оградкой стояло раскидистое дерево с маленьким, как будто игрушечным домиком. Там жили белки. За стенами оказалось не так ветрено, да и шум города становился тише, и, возможно, поэтому я почувствовал себя защищенным». Александр Рылов пишет о первых неделях учёбы в специальном танцевальном классе в шумной и чужой Москве, в которой он чувствует себя совсем одиноким. «И не зря! На первых же занятиях в студии все оказалось таким знакомым! Даже указания преподавателя, который оказался совсем не страшным – хоть и требовательным, но очень веселым: плие, гран плие, ронд де жамб партер – как будто вернули меня в мой родной класс, где столько часов я провел у станка. Какими же скучными и утомительными казались порой все эти упражнения! Зато теперь все достаточно легко и понятно». Встреча с храмом и его святынями укрепляет лирического героя и помогает осмыслить смерть своей бабушки в свете Христовой истины…

Также прекрасные работы - «Мой мальчик с ручкой» (автор - Аникеева Маргарита Сергеевна) и «Сказка о пасхальных колоколах» (автор - Машкина Варвара Алексеевна).

- Как вам кажется, является ли феноменом нашей цивилизации детский текст, могущий быть переведённым на иностранные языки и понятным в гораздо большей степени, чем профессиональные тексты взрослых? Иисус посоветовал всем нам «быть, как дети» - не в том ли смысле, что безгранично доверять Господу и бытию? И не утрачиваем ли мы с отпадением от Завета Христова лучшие свойства детской исповеди, горячо верующей в то, что мир может быть лучше, и многие из страждущих могут быть не оставлены наедине со своим бедами, и плачущие утешатся, и погибающие спасутся?

- «Является ли феноменом нашей цивилизации детский текст»? Неожиданно сформулированный Вами вопрос! Да, несомненно, является и требует особенного внимания и изучения! Дело в том, что он исходит из идеального сознания ребёнка, особенно у тех детей, которые познают жизнь положительным опытом. Я часто говорю о том, что дети имеют право не знать! Вот эти цифровые обозначения на различной информации: 6+; 12+ и так далее, имеют важнейшее значение. Просто многие не задумываются над этой проблемой. Не успевают.

«Роковой порой» - называет возраст перехода Владимир Сергеевич Соловьёв, русский философ, религиозный мыслитель, литературный критик, поэт - и добавляет, что в это время на ребёнка смотрят и рай, и ад, и земля, и ждут, куда он направит свои стопы. А он «направит свои стопы» туда, куда поведёт его глубинная память ума, которая откроется в этот «роковой» период жизни. И от того как он пройдёт его, зависит вся его судьба! Есть понятие - «Сын заповеди». Кто он этот «Сын заповеди»? Приводим Евангельский контекст, который Вы упоминаете в вопросе. Христос рождается. Мы все об этом событии мировой истории осведомлены. Затем он появляется в церкви для принесения по обычаю за первенца жертвы и Его встречает праведный Симеон. И после этого события Христа, как бы, несколько лет нет в Евангелии. Он появляется в храме в дни Пасхи и родители Его теряют. Находят лишь по истечении нескольких дней в храме среди взрослых, образованных, умудрённых опытом людей – книжников, фарисеев, саддукеев. Евангелист свидетельствует, что все дивились разуму его. Христу примерно 12 лет – это возраст перехода. И Он демонстрирует своими знаниями о Боге и вере, своими убеждениями и принципами, что Он есть Сын заповеди. Это принципиально важно понять. Об этом не говорит педагогика. Хотя, дореволюционные школы учили мальчиков и девочек раздельно. Не случайно. Об этом не говорят и в церкви. Так вот нужно наших, русских детей воспитывать в Боге особенно до возраста перехода и приводить их в состояние сына или дочери заповеди, чтобы мучители страсти не крали детей и не делали их робами страстей… Когда текст пишет ребёнок, лишённый, в постижении жизни отрицательного опыта, этот текст исполнен божественного присутствия и обладает нетварной энергией света…

- Не кажется ли вам, что детская проповедь милосердия и добра может звучать куда громче в искажённом неверием нашем веке и приносить благо изверившимся и отчаявшимся наряду с великими книгами? Вынужден упомянуть и явление восьмидесятых годов прошлого века – «детскую дипломатию» - в которую немедленно затесались элементы взрослого цинизма… но импульс к снижению градуса противостояния сверхдержав был всё-таки воспринят…

- «Детская проповедь» заключается уже в том, что ребёнок существует рядом со взрослыми. Дети находятся в ангельском состоянии и в силу этого им открыты глубокие духовные вещи и созерцания, которые взрослым уже не доступны через присутствие в них греха. Внутри ребёнка существует врождённый критерий различения добра и зла. Он это не анализирует и не осознаёт, но достоверность информации у него абсолютная. Он видит ложь, лицемерие, но понимает это не умом, а чистой душой своей. Просто взрослые считают детей маленькими недочеловеками. А Христос запретил людям отгонять детей, которые будто бы мешались под ногами. А поставил ребёнка на обозрение всех и сказал: Будьте «как дети» (Мф. 18:3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Дети сохраняют цельность ума, сердца и воли. Им чужды качества взрослых людей, как двоедушие, лукавство. Гармония в ребёнке позволяет видеть гармонию и вокруг. Это и есть «Царствие Божие», которое внутри человека.

«Детская дипломатия» - великая вещь! Но это должно быть движение всех людей доброй воли в мире…

- Отец Геннадий, надеялись ли вы встретить в заочных работах нечто, чего не встретили? Чего не хватает и нам, и детям в осмыслении и словесности, и истории, и вообще гуманитарных проблем? Есть ли чего-то, чего мы не способны увидеть все вместе, проявления какого-то закона, заботливо и надёжно скрытого от наших временами откровенно алчных взоров? Провидения? Промысла Божьего?

- Мне не хватило в некоторых заочных творческих работах художественной составляющей. Что я имею ввиду? Художественность – это единственный критерий искусства. Оно, искусство, существует только для этого и этим живо и неуничтожимо (ни в древние времена, ни сегодня, ни в будущем) – попытка художника создать произведение, которое способно оказать влияние на человека и изменить его к лучшему. Я придумал для себя формулу: Труд писателя заключается в том, чтобы создавать живую ткань жизни. Чтобы жизнь, которую он изображает, становилась частью опыта другого человека. Вот это способно сделать подлинное искусство, в котором присутствует главная составляющая – художественность!

Многие и многие работы, которые я прочитал написаны рациональным сознанием и лишены художественности. Они похожи на маленькие «диссертации», а не на литературные произведения. Помните у Пушкина Сальери говорит: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп». Он подходит к созданию искусства рационально. А Моцарт непосредственно и органично творит музыку. Она живёт внутри него… Провидение заключается в том, чтобы искать подлинные произведения искусства, потому что они заставляют человека остановиться и созерцать, где бы он не находился и что бы он не делал…

- Какой вам видится цель и роль конкурса «Лето Господне» сегодня и завтра? Способно ли будет, на ваш взгляд, некое пусть распределённое в пространстве, но движимое верой движение литературно одарённой и православной молодёжи влиять на общественные нравы в будущем?

- Цель и роль конкурса «Лето Господне» создать движение по всей России любителей Российской словесности. Он должен стать таким привлекательным в своих формах, чтобы каждый школьник мечтал стать участником этого движения, которое научит его любить и ценить Слово, понимать значение искусства в развитии человека и всего общества в целом…

- С какими бы словами вы могли обратиться к участникам конкурса, вне зависимости от того, попали ли они в финал?

- Я бы хотел обратиться к участникам конкурса, не зависимо от того стали они финалистами или нет, со словом поддержки и сказать, что человек творит не для конкурсов, а для внутреннего совершенства. Писательство – это путь и судьба. Постигая жизнь, большое искусство, опыт других людей, Истину, наконец, литератор постигает себя в своих таинственных и загадочных глубинах. Он идёт к совершенству, чтобы стать гражданином объективности! Тогда он получает крупный взгляд на все вещи мира и, в своей свободе, уподобляется Творцу…

Беседовал Сергей Арутюнов