Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Педагог Светлана Недодаева: «Это же интересно!»

Варницкая гимназия (Ростов, Ярославская область) – настоящая загадка. Практически в каждом финале конкурса «Лето Господне» её учащиеся занимают самые заметные места среди финалистов и победителей. Нам ничего не остаётся, как обратиться к педагогу-наставнику Варницкой гимназии Светлане Недодаевой.

- Светлана Борисовна, надеемся, что хотя бы вы приоткроете завесу тайны – в чем секрет подготовки ваших подопечных? Особенный круг их чтения, атмосфера занятий или что-нибудь ещё?

- Особого секрета нет. Пожалуй, если только один маленький: никогда не отказываю ребенку в помощи, если он готов сочинять. И творчески не одаренные дети подчас хотят поделиться размышлениями, выразить себя на бумаге. Радуюсь тому, что стремление к самовыражению на правильном пути: ребенок хочет реализовать свое «я». Молодец! Не далее, как в этом году один из учеников загорелся принять участие в конкурсе «Лето Господне», до этого ни в каких конкурсах участия не принимал. Письменные работы ему даются нелегко. Свой рассказ о том, как его усыновили, он писал больше месяца. Писали - обсуждали - корректировали – отправили. Ждали результатов, вздыхали и переживали. В списке «сороковочки» его не оказалось. Подходит он ко мне и говорит: «Спасибо Вам за все. Я не попал на очный этап, но этот рассказ навсегда останется в моей семье. Это история моя, моей семьи!»

Мне лично труднее работать со стихотворениями. Начинаешь давать советы – и от первоначального варианта остаются лишь штрихи, что совсем не радует. А с прозаическими текстами работать нравится (зачастую, видимо, мне больше, чем ребятам!) Придет какая-то идея в голову по сюжету, образу, а у ребенка сложилось свое представление, с которым трудно расстаться. Так и спорим… Это же интересно!

И еще один момент. Мы стараемся на все произведения смотреть глазами православного человека. Сотериологические аспекты интересны. И вначале не все так легко и просто дается при анализе. Но потихонечку камешек сдвигается, и это радует. А уж если вижу наши, православные мотивы в творчестве ребят, то это самое дорогое, подарок.

- Насколько отличается гимназическая гуманитарная программа от аналогичных программ в обычной средней школы? Какие элементы в неё добавлены касательно того же самого круга чтения?

- В нашей гимназии гуманитарный уклон. Школьная программа предполагает углубленное изучение таких предметов, как литература, русский язык, английский язык, история. Далее хочется добавить, что языковая подготовка идет и на уроках древнегреческого, церковно-славянского и латинского языков. И если в список добавить Основы православной веры, историю Церкви, Литургику, то даже при прочтении всего вышенаписанного ваше воображение запросто нарисует православного полиглота, к которому, как говорит мой муж, «только на Вы и шепотом». Полиглоты, конечно, есть, но их немного. Некоторым выпускникам основы, полученные в гимназии, дали путевку в научную жизнь: после окончания семинарии учатся в аспирантуре, развиваются именно в этом направлении. Один из выпускников – синхронный переводчик с греческого. В целом нашим гимназистам, сами понимаете, намного легче учиться в семинариях. Но самое главное – именно гуманитарное образование (да простят меня «химики и физики») – основа человеческого в человеке.

Что касается дополнительных элементов, то в 2020 году на конкурс «Серафимовский учитель» мною была представлена программа «Вечные темы русской литературы: классика и современность», которая на рассчитана на два года — 10–11‑й классы. Как-то так складывается, что в курсе русской литературы недостаточно внимания уделяется современной литературе, особенно православной. Когда при работе над программой решался вопрос, на каких произведениях современной литературы остановиться, пришла мысль взять к изучению творчество лауреатов и номинантов Патриаршей премии. Надо было взять в руки книги, перечитать их, отобрать то, что, с моей точки зрения, хорошо вписывается в контекст, и написать программу. В ней я опираюсь на вечные темы русской литературы: веру и безверие, любовь, дружбу, предательство, то есть сквозные темы. Многие произведения находят эмоциональный отклик в душах ребят, это особенно ценно. И в жизни, надеюсь, им пригодится этот читательский опыт, и при написании экзаменационного сочинения гимназисты нередко в своих работах выстраивают аргументы на произведениях из нашего курса.

- Как вы бы сформулировали квинтэссенцию «православной ноты» в словесности и в жизни? Ощущаете ли вы её как феномен именно национального порядка, освящённый веками и десятками поколений русских людей?

- Поскольку работаю в православной гимназии, где нередки гости-преподаватели семинарий, мое представление об особенностях преподавании литературы в школе складывалось в первую очередь под их воздействием. Особенно хочется выделить Михаила Михайловича Дунаева. Его труд «Вера в горниле сомнений» - это настольная книга учителя-словесника, преподающего в православном учебном заведении. Понимание сотериологического и эвдемонического пути развития нашей культуры многое расставляет на свои места. И сотериологический путь как раз и освящен веками. Мы в настоящее время лишь возвращаемся к истокам.

ФГОСы, вернее, их направленность на применение полученных знаний в жизни, вносят свою лепту: а что я вынес для себя из той или иной жизненной ситуации? как мне это может пригодиться в жизни? Многие наши выпускники становятся священниками, а им как никому важно уметь анализировать ситуацию, помогать советом, делом… На деле, пожалуй, и остановимся.

Общеизвестно: легко рассуждать красиво и правильно, выводить мораль - и подчас фарисействовать. На словах одно – на деле другое. Не бывает жизни ровной, без неприятностей, проблем, разочарований. И в жизни гимназистов разные ситуации складываются. И от того, как человек себя поведет, может зависеть многое. У нас учатся только юноши, чисто мужской коллектив. Проявить себя, выйти в лидеры – стремление естественное для многих. Потому так важно оставаться самим собой и смотреть прежде всего за собой: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Какой мудрый совет дал нам преподобный Серафим Саровский!

А второй аспект в большом коллективе не менее важный. Вначале приведу маленький пример. В самом начале моей работы в гимназии во время Великого поста на перемене заговорили с ребятами о том, кому что дается с особым трудом. Ну и куда без пищевых аспектов поста?! Я сказала, что иногда, при проверке работ особенно, хочется съесть долечку-две горького шоколада. И тут бросаю взгляд на руки рядом стоящего гимназиста (добавлю, что из семьи священников во втором или третьем поколении). А у него костяшки пальцев на руках сбиты практически в кровь. Поинтересовалась причиной. Он смутился и заторопился уйти из класса. А одноклассники потом прояснили ситуацию: оказалось, что Великим постом в их семье традиционно заведено сугубо молиться, при этом класть земные поклоны. Много поклонов, до сбитых рук! А я про долечку шоколада, умная такая, рассуждаю… С той поры и рассказываю эту историю и не устаю повторять о необходимости смотреть еще и вокруг себя и помнить, что православный человек – особое звание, оно налагает большую ответственность, надо к ближним относиться бережно и свою жизнь соотносить с теми, с кого можно брать пример, чтобы жить с Богом и в Боге…

А уж как самому учителю необходимо на себя критически посматривать, вопрос отдельный. Можно сказать тысячи правильных слов, в какой-то момент покривить душой – и все насмарку…

И еще один аспект, о котором невозможно не говорить на уроках литературы, – о любви к Богу. Если будешь по отношению в Нему не рабом, не наемником, а любящим сыном, боящимся Его огорчить, если пойдешь с этим представлением по жизни, то и будет тебе то самое счастье, которое ты ищешь. И искать его надо здесь и сейчас, не откладывать на завтра.

- Достаточное ли, по вашему мнению, внимание уделяется русской литературе в современной школе, и, если бы на то была ваша воля, что бы вы изменили в методологии преподавания предмета?

- Все годы, что работаю в школе (а это так много, что порой сама удивляюсь), расстраиваюсь от того, что приходится бежать от автора к автору, от произведения к произведению. Ну как одолеть «Преступление и наказание» или «Тихий Дон» за отведенные программой уроки? Хочется обратить внимание на какие-то интересные аспекты, а в силу того, что школьники сейчас читают мало и неохотно, занимаешься в том числе тем, что контролируешь «прочитанность» произведения. А это тоже время, которое можно было бы использовать иначе. Экзаменационное сочинение – первая ступенька. Как можно писать его без хорошего знания текста? ЕГЭ по литературе сдают не все, но при работе приходится учитывать и этот аспект.

Что же касается методологии, можно быть в курсе всех методик, методов – и пройти мимо души ученика. Когда-то давно услышала от одной из коллег такую историю. У неё самой была учительница, которую можно охарактеризовать одной фразой: «Когда она читала отрывок "Смерть Давыдова и Нагульнова", она плакала». А читала она много раз за годы преподавания, и не счесть. Вывод? Учитель не должен быть равнодушным, не должен изучать произведение "по долгу службы". Когда искренне любишь литературу и эта искренность не проходит с годами, тогда и дети полюбят.

- Как вы узнали о конкурсе «Лето Господне»? Сразу ли предложили своим ученикам участвовать в нём? Как вы оцениваете атмосферу уже конкурсную, финала, проходящего в Москве?

- О конкурсе «Лето Господне» слышала достаточно давно, но не решались принять участие, так как считала, что слишком высок уровень. Когда все же предложила детям, те без особых колебаний написали работы и отправили их. Первый опыт был, можно сказать, уже удачным – двое вошли в состав ста двадцати лучших.

На следующий год желающих опробовать перо было даже поболее, работали долго, спорили, переписывали, мучились, отстаивая по-юношески горячо созданное бессонными ночами. «Заочники» громко радовались, увидев себя в списках, в «очниках» оказался один Тимофей Поедушкин. Когда подходили под благословение к директору перед поездкой, сказали, чтобы особо на призовые места не рассчитывал, ну кто мы такие, просто едем с творческими, умными людьми пообщаться и Москвой полюбоваться.

Написание работы – экскурсии – посиделки – недосып – экскурсии – как один день, большой и насыщенный. Объявление итогов. Тимофею было поручено говорить ответное слово. Писал, перечеркивал, редактировал. Запомнилась фраза: «В какой храм ни войдешь – икона преподобного Сергия Радонежского и где-то рядышком - Оптинских старцев». Именно такой виделась связь Варницкого монастыря и Калужской земли, так как трудами митрополита Калужского и Боровского Климента организован этот уникальный конкурс. И каково же было наше удивление, когда мы вошли в один из залов Храма Христа Спасителя и увидели в центре икону преподобного Сергия Радонежского! Так преподобный взял за руку и привел из одного своего дома в другой.

Диплом победителя 7 сезона конкурса с тех пор украшает стену Варницкой гимназии. А объятья и слезы при расставании еще долго были предметом и легкого подтрунивания варницких, увидевших фотографии, и теплых воспоминаний.

- Как вы относитесь к инициативе Оргкомитета нашего конкурса создать интерактивную карту педагогов с целью объединения сил учителей, работающих с литературно одарённой молодёжью?

- Так важно иметь единомышленников! Поэтому слова глубочайшей благодарности всем, кто этот конкурс основал, проводит и кто решил нас всех объединить. Нам, учителям, это необходимо.

- Чего бы вы могли пожелать и своим ученикам, и тем, кто только вступает на тропу современной русской словесности?

- Помоги всем Господь.

Конкурс проходит при поддержке Фонда Президентских грантов

Беседовал Сергей Арутюнов

 

С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов