24 июля 2024-го года прошёл круглый стол «Работа над работой: роль наставника в определении темы сочинения и подборе источников для её написания».
Мероприятие подвело итог X-го сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. И.С. Шмелёва, проводимого при поддержке Фонда президентских грантов, и одновременно анонсировало начало XI-го сезона конкурса, о чём сообщил собравшимся модератор круглого стола, главный редактор конкурса Сергей Арутюнов.
Целью круглого стола стал обмен экспертным опытом в сфере подготовительного этапа к написанию творческой работы – оптимальный выбор темы, подбор источников и многое другое. По словам Сергея Арутюнова, тематический план будет выложен на портале конкурса и в социальных сетях традиционно 1-го сентября 2024-го года, однако организаторы конкурса, как всегда, не настаивают на том, чтобы участник следовал исключительно тематическому плану: приветствуется также написание творческого сочинения на свободную тему, присутствующую в тематическом плане с первого конкурсного сезона.
«Обращаю внимание уважаемых экспертов на то, что текст, получаемый нами, не обязан точно соответствовать заявленному жанру. Если молодой человек не слишком хорошо осознаёт разницу между лирическим дневником и эссе – ничего страшного, оценку за такие жанровые или иные отличия от классических образцов я бы не снижал. Главное условие состоит в том, что текст в принципе должен родиться, и, следовательно, отделиться от канона тем самым необщим выражением лица. Текст, в котором употреблено сердечное старание, подлинное и видимое переживание, имеет гораздо больше шансов на выход в наш финал, нежели протокольное и «правильное со всех точек зрения» изложение давно известных фактов, реферат, скучное исследование без малейших следов самого автора. Пусть лучше будет «неправильно», «неверно», «нелогично», нежели скучно. Однако и сплошная экзальтированная эмоциональность, абсурдизм, наверное, нашему конкурсу не совсем подходит – нужен баланс», - сказал Сергей Арутюнов.
На круглом столе были подробно рассмотрены вопросы, связанные с живой педагогической практикой в отношении подготовки работы к заочному этапу конкурса. Опыт прошедшего со дня основания конкурса десяти лет свидетельствует о том, что творческие сочинения, не прошедшие «огранки» вдумчивого педагога, рискуют не набрать нужного количества баллов для прохождения отбора на очный этап, и потому роль педагога в том, чтобы работа оказалась не только качественной, но и обратила на себя внимание экспертов, является условием совершенно необходимым. Отсюда и обострённое внимание организаторов конкурса к педагогической методологии подготовки работы: эта практика является сколь уникальной и неповторимой, столь и масштабируемой, а, следовательно, и могущей быть переданной из одних добрых и мудрых рук в другие.
В рамках мероприятия выступили и поделились своим опытом «огранки» творческого сочинения и его оценки члены Экспертного совета конкурса и Конкурсной комиссии – Ирина Шейбак, Светлана Недодаева, Наталья Клинцова, Екатерина Ратникова.
По мнению каждого выступившего эксперта оценка творческой работы является испытанием и для испытуемого, и для самого эксперта, однако общей точкой соприкосновения всех выработанных практикой методик является снисхождение к встречающимся порой явным ошибкам в тексте и поиск в нём «живого зерна» - выражений и настроений, свидетельствующих о личном начале, душевном подъёме или горестных сомнениях в пору написания работы, волнении. Если «живое зерно» в работе содержится, она никогда не отвергается – напротив, именно она и выделяется как затронувшая чувство.
Один из членов Экспертного Совета обратилась со словом к коллегам-педагогам, приводим цитату:
«Много лет участвует с детьми в конкурсе, но в этом сезоне я впервые участвовала в проверке конкурсных работ в качестве эксперта. Это было очень волнительно и интересно, я получила безусловно прекрасный опыт. Не люблю банальностей, но всё же: СПАСИБО!!! Конкурс действительно очень поддерживает и ребёнка, и педагога. Вся Ваша команда делает большое дело! Видели бы Вы глаза детей, когда они узнают о выходе в финал. Тут и слёзы, и я "не верю", " я же не могла"... Детям о их выходе в финал о сообщаю лично, поэтому совершенно точно могу сказать, что эмоции зашкаливают. Что я хочу сказать, как эксперт (крик души): уважаемые педагоги! Не гонитесь за победами любыми путями. Не давите детей своим авторитетом. Здесь речь не о рефератных работах (я за такие работы и не переживаю, т.к. в них, как правило, нет ребёнка). Нет! Я говорю о настоящих работах настоящих детей. Не заставляйте писать ребёнка на чуждые ему темы! Поверьте, он сам до всего дойдёт, т.к. реально ПИШУЩИЙ ребенок - это ребёнок думающий, анализирующий, ищущий. Дайте ему возможно самому найти эту истину, даже если Вы её, как Вам кажется, уже нашли. Поверьте, ребёнок может больше, чем Вы можете себе представить! Лично я, работая с ребёнком, каждый раз открываю для себя что- то новое. К чему это я? Бесспорно, большая часть работ, представленных на конкурс, написана под чутким руководством мудрых наставников, но... прочитав некоторые работы, мне хотелось "локти грызть" от бессилия, грусти и обиды за ребёнка! Читаю работу. Идея - классная. Здорово, стройно, красиво, немного наивно, но искренне. Тут бы чуть- чуть подтолкнуть ребёнка и всё, но тут сюжет вдруг обрывается, и далее следует подгон работы взрослым человеком под актуальные темы нашего времени. И всё. Работа пропала…
Организаторы конкурса всячески согласны с авторомРеализуется при поддержке Фонда Президентских грантов.
С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов