Дарья Щелкова, победительница Международного литературного конкурса «Лето Господне» среди 10-12 классов, в интервью «Православному книжному обозрению» рассказала о планах на будущее и о том, как победа отразилась на ее творчестве и жизни.
— Расскажите, как Вы приняли решение участвовать в конкурсе «Лето Господне»?
— Участвовать в конкурсе мне посоветовала школьная учительница по литературе, ей нравились мои сочинения, а я и раньше писала рассказы. Если честно, меня немного смутило то, что конкурс церковный. Ведь верующим человеком я себя не считала. Я боялась, что на конкурсе мне понадобится знание каких-то событий церковной жизни, дат, праздников — всего, в чем я не разбираюсь. Но все-таки решилась участвовать. Просто подумала, что если конкурс православный, то ко мне в любом случае отнесутся с пониманием.
— Что дало Вам участие в конкурсе? Может быть, появились новые друзья?
— Это было одно из лучших событий в моей жизни! На конкурсе была потрясающая атмосфера, а это для меня главное. Но вот друзей у меня, наверное, быть не может: я одиночка, интроверт.
— А взгляд на творчество, на литературу после конкурса не поменялся?
— Да, появилось другое отношение к своему делу. Раньше мне просто нравилось сочинять. А когда знаешь, что тебя прочитали, поняли, да еще так оценили — это стимул работать серьезно.
— Дарья, сейчас Вы учитесь в Литературном институте. Почему именно этот вуз, почему именно проза?
— История у меня довольно обычная. В школе часто хвалили мои сочинения, называли их лучшими, хотя я сама не всегда была с этим согласна. Давно пишу рассказы, мне это нравится. Кроме того, я занималась музыкой, и после девятого класса была мысль поступить в музыкальное училище. Но я решила остаться в школе и все-таки заниматься литературой. Сейчас, если честно, жалею. Но в музыку после такого перерыва вернуться трудно: после окончания музыкальной школы я не занималась два года. Да и учиться в Литинституте мне интересно. Нравится все.
— Расскажите подробнее, что Вы пишете. Может быть, есть какой-то сюжет, текст, который больше всего Вам нравится?
— У меня много произведений, в основном — рассказов. Но чего-то особенного я пока не создала.
— Уже месяц, как Вы учитесь в профильном вузе. Вы открыли для себя что-то новое в мастерстве, в технике создания текста?
— Да, многое. И даже не столько из лекций, сколько от людей, которые учатся рядом со мной: на третьем, на четвертом курсе… Я читаю их произведения, общаюсь с ними, какие-то детали для себя подмечаю. Читая свои старые произведения, вижу, где и что сейчас бы написала по-другому. Это, на мой взгляд, естественно. Ведь время идет, я читаю книги, смотрю фильмы, общаюсь с людьми. Какой-то, хотя бы небольшой, опыт уже накапливается, поэтому и взгляд на свои работы другой.
— Кто из писателей Вам ближе по стилю?
— Сейчас я впервые в жизни читаю Татьяну Толстую. Мне кажется, что до недавнего времени я писала точно в том же стиле, что и она! А она пока меня совершенно не впечатляет как писатель. Получается, я писала так, как мне самой заведомо не нравится. Вообще, я люблю Достоевского. Но это — Достоевский, он особенный, с ним никого невозможно сравнивать, тем более, саму себя.
— Как Вы думаете, насколько важно читать для человека, который пишет, или хочет этим заняться?
— Очень важно! Это, наверное, самое главное! Нужно не просто читать, а читать вроде как «глазами писателя». Обращать внимание на детали, особенности, стиль автора. Важно читать как можно больше литературы разных жанров и разных эпох. Это нужно для того, чтобы не начать невольно подражать. Если всегда читаешь авторов одной эпохи, то начинаешь копировать их стиль, писать, как они.
— А если человек, наоборот, занимается чем-то другим, не связанным с литературой? Ему чтение зачем?
— Мне кажется, читать нужно, независимо от того, какая у тебя профессия. Говорят, что чтение делает нас умнее. Я такой связи не вижу, но мне кажется, что, читая книги, человек развивается. Конечно, читатель редко смотрит на сюжет произведения как на поучительный пример. Все равно в жизни каждый поступает по-своему. Но прочитанное, так или иначе, откладывается, сохраняется.
— Как Вы думаете, может ли интернет или еще что-то в будущем вытеснить литературу в традиционном смысле? Речь не об электронных носителях тех же книг, а именно о форме текста. Например, способны ли блоги заменить художественную книгу?
— Нет, никогда. Без литературы невозможно. Она сохранится, пусть и на разных носителях, в виде тех же электронных книг, но без этого никак.
— О чем Вы чаще всего пишете? Кто Ваши герои, где они живут?
— Мое направление — реализм. Мои герои — наши современники, а сюжеты — это истории из их жизни. Я не считаю нужным писать о других эпохах. Люди, жившие до нас, лучше знали свои эпохи и уже не раз их описали. А нам нужно о том, что мы видим своими глазами.
— Вы где-то уже публиковались?
— Нет. И до конкурса «Лето Господне» я вообще никому не показывала свои работы. Кроме, конечно, своей учительницы. Наверное, пока просто не было желания открывать кому-то свои мысли. Но, я думаю, что это неправильно, нужно все-таки делиться плодами своего творчества.
— После конкурса делиться стало легче?
— Мне кажется, это должно произойти не сразу.
— Вообще, Вы рассчитывали на победу в конкурсе?
— Нет! Наоборот. Когда я приехала, увидела, какие там люди, в каких серьезных вещах они разбираются, надежды на первое место не было. Но я об этом не думала. Мне было безумно интересно на экскурсиях, в Троице-Сергиевой Лавре. Я с удовольствием слушала, что нам рассказывают, и… мне было очень стыдно оттого, что раньше я этим совершенно не интересовалась. Но какое-то особенное чувство все-таки было, и волнение постепенно накапливалось.
— Что Вы почувствовали, когда узнали результаты?
— Очень сильно билось сердце! Хотелось спрятаться, чтобы ничего не видеть, чтобы вокруг ничего не происходило. Очень волновалась.
— В дальнейшем планируете еще участвовать в каких-нибудь конкурсах?
— На самом деле, конкурсов для студентов почти нет. Все рассчитано либо на школьников, либо на тех, кто уже чего-то добился. Но, я думаю, все еще впереди.
— А какие планы на профессию в целом? Может быть, хотите написать легендарный роман?
— Мне кажется, не нужно вот так делиться своей мечтой. Если говоришь о заветной мечте — значит, сам в нее не веришь. Это должно быть внутри. А так — надо просто работать.