Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

И.Е. Витюк: Как написать эссе и чем оно отличается от школьного сочинения?

(лекция-семинар для детей 6-7 классов – финалистов IX Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне». 29 апреля 2023 г, Издательский Совет Русской Православной Церкви)

Создавая эссе, вы открываете свой личный, новый, неизведанный мир читателю.

Нужно явственно представить, для кого вы пишете? Кто ваш читатель: сверстник или конкретный человек, которого вы очень цените и с кем хотите поделиться сокровенным. Если не получается представить читателя, то напишите эссе как будто для себя, который впервые прочтёт этот текст, отстранившись от собственного авторства. В конце концов, – представьте, что пишете для меня – Игоря Евгеньевича Витюка, с кем вы сейчас ведёте непринуждённую беседу.

Но при написании эссе всегда нужно представлять человека, для которого вы пишете свой монолог или с кем ведёте диалог.

Что такое эссе и чем оно отличается от школьного сочинения?

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Основные характеристики эссе:

– у эссе – одна тема, но она является проблемой, важной для многих, и раскрывается автором подробно; это – изложение личной позиции автора по выбранному вопросу, а в обычном школьном сочинении другая цель – показать знание конкретного произведения, образов героев;

– в сочинениях используется, как правило, нейтральная лексика, а художественные средства выражения и описания представлены в небольшом количестве; в эссе используются разговорный и художественный стили речи, а длинные формулировки и занудные предложения не допускаются;

– мысли и чувства выходят на первый план;

– вы пишете эссе будто бы для конкретного человека, но эта проблема касается всех, и ваше эссе должно быть интересно всем читателям;

– свободная манера изложения, свободное мнение о выбранной теме, непринуждённость повествования – вы ведёте доверительный разговор с читателем

– текст передаёт естественный процесс думания – ваших размышлений на эту тему;

– спонтанный, интуитивный, негаданно-нежданный характер осмысления своего «я» в рамках взятой темы создаёт атмосферу сиюминутной естественности, располагает к доверительности, стимулирует ответные реакции.

– энергия взаимных переходов и мгновенных переключений из понятийного ряда терминов (научного или делового стиля и лексикона) – в образный, из абстрактных и отвлеченных рассуждений – к бытовым примерам из своей жизни или окружающей действительности», то есть – контрастность, неожиданность этих переходов,

– в эссе автор демонстрирует свое отношение к проблеме, описывает свое мнение и чувства, поэтому в текстах присутствуют устойчивые образные выражения (фразеологизмы типа: кромешный ад, бальзам на душу, биться как рыба об лёд, болтаться без дела, быльём поросло, вкладывать душу, влюбиться без памяти и др.), вы можете использовать неологизмы (слова, придуманные вами, но чтобы смысл их был понятен), архаизмы (устаревшие слова), диалектизмы (слова, свойственные только вашему региону) выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения и др.), можно задавать риторические вопросы (вопросы без ответа) и даже использовать обращения к читателю. Допускается использовать сленг, жаргон – свойственный небольшим группам – профессиональный, подростковый…

Ни в коем случае нельзя:

– писать канцеляристским языком со штампами;

– писать с оттенком назидательности, нравоучения и дидактики.

Композиция (структура) эссе

1. Вступительная часть – один абзац, от одной до трёх фраз, можно с риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями. Задача вступления – дать эмоциональный настрой, вовлечь в чтение, заинтересовать. Для этого используются риторические вопросы, цитаты, чёткая формулировка темы.

Как начать эссе?

Начинать эссе можно с помощью техники свободного писания (фрирайтинга). Суть метода состоит в том, что человек на черновике быстро записывает все приходящие в голову мысли. Без фильтра, правок или редакции. Сначала этот процесс может показаться похожим на поток сознания. Но в дальнейшем эти мысли смогут много в чем помочь, например, дать ответ на вопрос, о чем и как написать эссе.

То есть, не нужно думать, что зафиксировать на бумаге или текстовом документе. Нужно просто начать это делать, а фразы придут сами, иначе можно никогда не сделать первый шаг.

Парадокс, но вступление лучше всего написать в конце произведения. Всегда хочется, чтобы оно было интересным, поэтому можно зациклиться уже на первых строках. Лучше вернуться к нему, когда основная часть уже будет готова. Тогда станет понятнее, к чему нужно подвести читателей.

Как написать рассказ без заминок? Начать повествование с вопроса. А весь последующий текст изложить в форме ответа.

2. Основная часть.

Эссе – приключение идей.

Интрига — некий вопрос, трудность, которая не имеет очевидного решения — чтобы приковать внимание читателя. 1. Читатель должен увидеть проблему — и вместе с тем согласиться, что простого её решения нет. 2. Или же, напротив, читатель может предположить, на уровне здравого смысла, что это решение — вот, прямо перед глазами, и буквально на следующем ходе вы демонстрируете ему, что это решение — ложное, это ловушка здравого смысла — и тем самым читатель отправится с вами далее в путешествие по поискам теперь уже неочевидного, но верного ответа. Второй вариант намного лучше, чем первый — поскольку в первом случае легко сказать: «нет, эта проблема меня не интересует» или «это пустой вопрос», а вот во втором — именно потому, что перед глазами вроде бы есть ответ — читатель вовлекается в рассказ;

Основное повествование — некий путь, который вы предлагаете проделать читателю в поисках ответа на вопрос. Как и всякий путь — лучше, если он будет живописен и разнообразен (любителей степного пейзажа не так много, а даже и они в основном ценят перемены — то, сколь изменчив пейзаж на заре, в полдень, ближе к закату);

Форма изложения мыслей – лаконичные тезисы, после которых должны следовать аргументы.

Тезис+аргументы – аргументы – эмоциональные, чувственные, иногда логические; примеры из своей жизни, личного опыта, мнения ученых, исторические или научные факты.

В эссе должно быть не более трёх тезисов – самых важных для вас, одного, как правило, мало, больше трёх – перебор.

Хорошо, когда автор затрагивает историю вопроса, приводя разные (порой противоположные) точки зрения по проблеме (цитаты известных писателей или общественных деятелей) – для этого нужны широкая эрудиция и знания, в том числе о современном положении в мире и стране.

В хорошем среднем эссе должно быть ровно то же, что в обычном хорошем рассказе Основное, что следует помнить: эссе — это история, которую вы рассказываете другому. Поэтому в ней должны быть:

Остранение (термин введён литературоведом Виктором Шкловским в 1916 г.) — представление знакомого, привычного — незнакомым (и при этом верным) образом, увидеть привычное так, как если вы видите это в первый раз (на примере фотографии это объяснить проще всего: в непривычном, неожиданном ракурсе). Замедление — во многом то, что создает саму суть литературы: в ней, как и в геометрии, прямая — кратчайшее расстояние от точки A к точке B, но сохранив эту прямую — мы получим лишь голый сюжет, а сюжет любого великого произведения литературы можно рассказать самое большее за пару минут.

Замедление (ретардация) – создает «плоть», конкретность повествования (в том числе «иллюзию реальности», ведь в реальности не бывает лишь «вопроса» и «ответа», соединенных напрямую, все погружено в контекст и обстоятельства). И замедление обманывает ожидания читателя и поддерживает, возобновляет его интерес: он уже выстроил прямую ответа, но, оказывается, на пути встречаются новые обстоятельства, которые отменяют или существенно корректируют уже готовое решение (подобно тому, как герои, попадая в новую ситуацию, раскрываются с новых сторон, углубляется прорисовка их характера).

3. Заключение.

Фактически, это выводы всего вышесказанного. Финальные предложения ценны тем, что они добавляют работе целостности. Их функция – натолкнуть читателя на размышления, сделать произведение запоминающимся. Иногда кажется, что именно из-за завершающих строк стоило написать рассказ.

Финал и эпилог важны — поскольку основной путь может быть сложен и разнообразен, читатель должен в финале увидеть, каким образом решен исходный вопрос (и в идеале также отчетливо увидеть логичность, не-случайность проделанного пути).

Варианты:

– Риторический вопрос. Обращение к читателю – еще одно удачное решение. Таким образом, читатель задумается о теме доклада. К тому же, это освободит автора от необходимости аргументировать свою позицию, приводить доводы в конце эссе. Подумайте о том, какой вопрос вы можете задать и как его лучше сформулировать. Правильные слова можно найти почти в любой теме.

– Связь со вступлением. Сделать это легко, если во вступительной части был написан какой-то вопрос. В данной ситуации в заключении вам нужно будет дать на него ответ. Также можно использовать одну и ту же фразу в первом и последнем абзаце. Но здесь нужно понимать, что в начале она должна быть интригующей, задающей настроение всему эссе, а в конце выступать в качестве вывода. То есть, автору придется попотеть над тем, чтобы придать одной и той же мысли разного «оттенка», за счет правильного развития мысли.

– Побуждение к действию. Подобный финал подойдет далеко не во всех ситуациях. Плюс, не все читатели смогут правильно воспринять такой подход автора. Использовать этот прием нужно только в том случае, если вашим читателем (преподавателем) является активный человек с четкой жизненной позицией. В таком финале необходимо уверенно обратиться к читателю и предложить ему что-то поменять: «начать с себя», попробовать что-то, побудить к определенным действиям. Чтобы это выглядело убедительно, весь текст работы должен быть написан с четким эмоциональным посылом. Читатель должен довериться автору, получить уверенность в его правоте.

– Подведение итогов. Самый простой и самый удачный вариант того, как правильно закончить эссе. Просто подытожьте свою мысль, которая возникла у вас при написании работы. Не обязательно пересказывать ранее описанные выводы, начинать новые размышления. Но не забывайте, что такой вариант поможет закончить доклад, но особых эмоций у читателя не вызовет.

– Идеально – когда это авторский афоризм, или афористический риторический вопрос, который позволяет в дальнейшем вернуться к этой теме и завить её дальше.

Важно правильно закончить любую письменную работу, включая эссе. Во-первых, это придает тексту завершенности, делает его более понятным. Потому что повествование не прерывается, а постепенно приходит к логическому концу. Во-вторых, это отображает образованность, организованность автора работы, который приложил определенные усилия, разобрался в заданной теме, изучил экспертное мнение, выразил свои мысли и даже смог сделать определенные выводы.

Поэтому в идеальном варианте (в том числе и с вашей точки зрения как автора, если вы не собираетесь ограничиваться лишь единственным текстом) — завершившееся путешествие окажется одновременно и возможностью, и потребностью новых.

4. Название. После написания черновика эссе придумываете название, отражающее суть вопроса, интригующее читателя, но не более пяти слов.

Полезные советы:

1. Текст должен читаться легко. Этого можно достичь, чередуя короткие и длинные предложения, а также используя вместо союзов знаки препинания (тире, двоеточие). Прочтите про себя или как будто вслух, и вы почувствуете, где текст звучит сложно и написан коряво.

2. Не злоупотребляйте сложными словами, сленгом, узкопрофильной лексикой.

3. Избегайте клише, избитых фраз, пустых выражений. Они «отнимают» у работы авторскую индивидуальность.

4. Не забывайте о юморе и иронии, но не злоупотребляйте ими.

5. Придерживайтесь выбранной темы, будьте последовательными в ее раскрытии. Не отклоняйтесь от основной идеи.

6. Разбавьте рассказ воспоминаниями, впечатлениями, историями из своего жизненного опыта.

Типичные ошибки.

1. Страх, что слова покажутся непонятными, заставляет удалять самые интересные фрагменты текста. В результате после таких правок может остаться невзрачная работа, мало чем отличающаяся от остальных подобных.

2. Долгое неинтересное предисловие или отсутствие вывода.

3. Многословность, чрезмерная растянутость текста.

4. Переселение мнений других людей без анализа или размышлений над ними.

5. Перегруженность тезисами, недостаток аргументов – текст кажется непоследовательным.

6. Непонимание темы или ее неправильная трактовка.

__________________________________
Источники при подготовке лекции:
1. Рекомендации студентам различных вузов по написанию эссе.
2. Андрей Тесля. Как написать эссе: практические рекомендации.
3. Личный опыт эссеистики.

Источник

Мероприятие проведено при поддержке Фонда Президентских грантов