Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Интервью с победителем 9-ого сезона конкурса Кириллом Фроловым

Кирилл Фролов: «Кладезь человеческой памяти – это история, которая является связующим звеном между прошлым и будущим. Историю своей страны, своего народа надо знать, ценить и помнить»

- Дорогой Кирилл, позволь еще раз поздравить и тебя, и твоих родителей, и замечательного педагога Татьяну Вячеславовну Князеву с твоей победой. Сколько раз ты уже принимал участие в нашем конкурсе «Лето Господне»? Как показывают результаты, твоя воля к победе только росла. Как тебе удалось уберечь её от сомнений?

- Спасибо за поздравления! Я принимал участие в конкурсе «Лето Господне» четыре раза. Первый раз я стал финалистом 6-го сезона в 2020 году. Ещё тогда, приехав в Москву, я ощутил доброжелательную атмосферу, дух коллективизма, заботу о нас со стороны организаторов этого актуального проекта. Мероприятие вылилось в истинный праздник. Тогда я занял третье место, но уезжал из столицы с надеждой вернуться на следующий год. И так было ещё три раза. Потом уверенно шёл к победе от сезона к сезону. Занимал третьи, вторые места, а в этом сезоне одержал победу.

 

- Твой рассказ «Беглый батюшка» будто бы пришёл из тех лет, что уже забываются современным поколением… Вести оттуда словно бы под запретом. Отчего ты заинтересовался той страшной порой? Что чувствуешь ты в ней? И как она тебе отвечает?

- Большинство написанных мной рассказов, как вы интересно выразились, «пришли» из тех далёких лет, которые почти забыты современным поколением. Исключением не стал и «Беглый батюшка». Он навеян рассказами о своём детстве одного из старожилов нашего посёлка, очень уважаемого человека. Его детство пришлось на непростое для нашей страны время, когда создавались колхозы и совхозы, когда полным ходом шла атеистическая пропаганда, рушились и закрывались церкви, когда подвергались репрессиям священнослужители и так далее. Но было бы неправильным только очернять то время. Каждая эпоха насыщена политическими, экономическими, социальными переменами, которые с течением времени люди считают ошибками или достижениями. Но есть вечные категории, которые мы не имеем права попирать. Это нравственные ценности наших предков: ценность человеческой жизни, покаяние, духовный рост, милосердие и доброта, защита детей и стариков, помощь слабым и больным, забота о природе, о животных, способность оставаться человеком в любой ситуации и многое другое. Герой моего рассказа не ожесточился, несмотря на все потрясения, которые с ним произошли. Он по-прежнему любит людей, служит им, рискуя жизнью, трепетно относится к детям и преподносит им уроки нравственности, справедливости, достоинства, которые на всю жизнь стали их нравственными ориентирами. Я обратился к тому времени потому, чтобы на примере беглого батюшки показать, что в любое жестокое время человек должен оставаться человеком. Его образ отвечает моим нравственным запросам.

- Закончен ли, по-твоему, двадцатый век, или длится? Или двадцатым веком зовётся у нас душевный разлом, преступление против самих себя, попытка жить иначе, обернувшаяся очередным историческим крушением?

-Мне трудно судить об этом. Хронологически 20 век закончился. Но закончился ли он в душах ныне живущих людей, например, родом из 20 века?! Люди как бы разделились на две категории. Одни боготворят СССР и проклинают 90-е годы, похоронившие великую страну. Другие видят в СССР одни недостатки и сравнивают не в его пользу с нынешней Россией, которая, на их взгляд, поднята «с колен». Думаю, что истина где-то посредине. Как сказал великий Есенин, «большое видится на расстоянье». История рассудит этот период в жизни нашей страны и разложит всё по полочкам. Извлекли ли мы уроки из прошлого или наступаем на те же грабли? Полностью ли оправдана попытка жить иначе, чем при социализме? Не поменялись ли нравственные ориентиры у молодёжи? Не путает ли молодёжь понятия истинного и «квасного» патриотизма? Думаю, что надо быть объективными людьми при ответе на эти насущные вопросы. Поэтому считаю, что самое лучшее, что было в СССР, забрать в нынешнее время. А в современной России нужно видеть не только одно хорошее, но и замечать недостатки и принимать меры к исправлению. Вот моя позиция.

- Как тебе кажется, без какого качества мы перестанем быть русскими людьми?

-У каждого народа, населяющего земной шар, своя история, культура, вера, язык. Настоящий патриот гордится своей принадлежностью к той или иной нации. Мы все слышали песню Ярослава Дронова «Я русский», которая переполняет нас чувством патриотизма, любви к Родине, гордости за страну. Что значит быть русским? Без каких качеств нет русского человека в моём понимании?   Русский человек обладает многими замечательными качествами, которые поражают иностранцев. Он оптимист и не растеряется в любой ситуации. Вспоминаются слова Гоголя о том, что он возьмёт «топор в руки и будет рубить себе новую избу». Русские люди добрые, отзывчивые, великодушные, гостеприимные. Они дружно живут и жили с разными народами на протяжении многих лет. Они отважные, мужественные, готовые отдать жизнь за Отечество. Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, другие освободительные войны наглядно это показали. Русские люди терпеливые, религиозные. Они свободолюбивые, им присуща широта души, они умеют и не стесняются хорошо повеселиться, понимают юмор. Русские – одарённые люди, умельцы. Главным качеством русских считаю патриотизм, в понятие которого входит и историческая память, и любовь к Родине, и готовность отдать жизнь за Отечество, за свой народ.

- Какое место в самосознании народа занимает историческая память? Могут ли люди прожить без исторической, личной и семейной памяти, и остаться людьми? Как, на твой взгляд, следует жить, чтобы не забывать ничего из того, что действительно важно, и чего именно не забываешь лично ты?

- Мы знаем, что памятью обладают не только люди, но животные и даже растения. Кладезь человеческойпамяти – это история, которая является связующим звеном между прошлым и будущим. Историю своей страны, своего народа надо знать, ценить и помнить. Это огромный дар, наследство, которое у нас есть (по Д.С.Лихачёву). Мы просто обязаны передавать его будущим поколениям, чтобы они извлекали из него уроки: от предков (живших ПРЕЖДЕ) до потомков (которые будут жить ПОТОМ). Согласен, что хранить память – нравственный долг перед потомками. Прошлое – наш учитель. Недаром родились в народе такие пословицы: «По старой памяти, что по грамоте», «Прошлое вспоминайте – будущее чайте!», «Не будь тороплив, будь памятлив!» У каждого человека есть прошлое страны и прошлое своей семьи, которые обогащают его духовно, выводят его за рамки только нынешнего существования, учат видеть мир по-новому, делают его личностью. История и судьбы близких предков – драгоценный опыт, который есть у нас. Меня лично они мотивируют, как правильно поступать, как жить дальше и укрепляют в единственном решении – жить по совести, учат разбираться, что такое есть совесть, добро, честь, достоинство и многие другие категории. Без памяти ты просто обезоружен.

- Какой показалась тебе Москва 2023-го года, и какие впечатления спустя несколько недель кажутся тебе определяющими поездку на финал? Что запомнилось больше всего, и почему?

-С каждым годом я становлюсь взрослее, поэтому Москва с каждым разом приобретает, на мой взгляд, новые краски. Отпечаток, естественно, наложили события, связанные с проведением СВО на Украине, и непрекращающаяся пандемия. Тем не менее учредители и организаторы конкурса «Лето Господне» всё сделали для того, чтобы конкурс состоялся. Надо отдать им должное, что опять они продумали всё до мелочей и приятно разнообразили наше пребывание в Москве. Я понимаю, какой это титанический труд. Все мы были окружены заботой и вниманием организаторов. Все наши вопросы решались быстро и своевременно. Доброжелательность царила везде и во всём. Программа нашего пребывания в столице была очень интересная, насыщенная и увлекательная. Но для меня все мероприятия как бы меркнут на фоне церемонии награждения. Извините за нескромность, но я ощущал себя парЯщим в небе после того, как был назван победителем конкурса. Я ликовал вместе со своим наставником – Князевой Т.В. Спасибо за это непередаваемое ощущение!

- Предполагаешь ли ты участвовать в конкурсе на следующий год?

-В Международном детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне» я принимал участие уже 4 раза. Мне несказанно повезло: всегда попадал в число финалистов и всегда был в числе призёров. Думаю, что никому не надо объяснять, как ты себя чувствуешь, когда тебя награждают за второе или третье место. Но всегда была заветная мечта – стать победителем. И в этом году мечта осуществилась. В своей возрастной категории по итогам заочного и очного этапов я стал победителем. Это было мощно! От нахлынувшего волнения я даже чуть не потерял дар речи, когда выступал в Белом зале Храма Христа Спасителя с ответным словом от участников конкурса. И вот теперь, как говорится, высшая планка взята. Что же дальше? По возрасту я перехожу в СТАРШУЮ категорию участников. Буду ли я участвовать дальше? Этот вопрос существует и для меня лично. С одной стороны, мне снова хочется окунуться в атмосферу праздника, в атмосферу добра, света, радости, ощутить новые эмоции. С другой же стороны, я достиг вроде своей мечты на этом конкурсе: стал победителем. У меня есть время подумать. Рассказы я продолжаю писать. Если решу участвовать снова, то один из рассказов непременно пошлю на суд жюри для отбора на очный этап.

- Можешь ли ты представить себя профессиональным литератором?

-Профессиональным литератором я пока не могу себя представить. Это, на мой взгляд, большАя ответственность перед читателями, перед самим собой. Я пока пробую писать. Мне хочется писать, мне нравится писать. Когда я заканчиваю очередной рассказ, я получаю такое удовлетворение, что хочется жить дальше, хочется продолжать писать. Я понимаю, что у меня очень мало жизненного опыта. Сюжеты для своих «произведений» я в основном черпаю из рассказов моих родственников, старожилов, интересных людей. Мне нравится общаться с разными людьми, сосредотачиваться на интересных событиях в их жизни, запоминать их язык. В основу своих рассказов я стараюсь брать то, что волнует каждого нормального человека, учит людей добру, милосердию, любви к людям, животным, природе. Пока я набираю опыт.

- Есть ли у тебя ориентиры в словесности? Кого ты перечитываешь чаще других?

-Я воспитываюсь в читающей семье. Мои родители, бабушка - очень начитанные люди. Они всегда следили за моим чтением и привили мне интерес к чтению. От русских народных сказок я постепенно перешёл к классическим произведениям русской и зарубежной литературы. Не припомню такого дня, чтобы я не прочитал хотя бы несколько страниц. Особенно я люблю читать произведения русских писателей. Я в восторге от языка Гоголя и Тургенева. Их произведения – предмет нашей гордости. Они учат нас любить и ценить русский язык. Гоголь как бы сблизил язык художественной литературы с разговорной речью народа. Язык у него живой, меткий. Тургенев внёс огромный вклад в сохранение и развитие языка. Всегда испытываешь наслаждение, когда читаешь, например, «Записки охотника». «Записки охотника» я перечитываю и перечитываю и каждый раз нахожу в них что-то новое для себя. Может, у меня ещё мал читательский опыт, но Гоголь и Тургенев для меня в настоящий момент являются теми писателями, которые понятны мне. Мне близок их стиль.

- Что бы ты пожелал ребятам, которые хотели бы, но пока не решились принять участие в конкурсе «Лето Господне»?

-Я воспитываюсь в читающей семье. Мои родители, бабушка - очень начитанные люди. Они всегда следили за моим чтением и привили мне интерес к чтению. От русских народных сказок я постепенно перешёл к классическим произведениям русской и зарубежной литературы. Не припомню такого дня, чтобы я не прочитал хотя бы несколько страниц. Особенно я люблю читать произведения русских писателей. Я в восторге от языка Гоголя и Тургенева. Их произведения – предмет нашей гордости. Они учат нас любить и ценить русский язык. Гоголь как бы сблизил язык художественной литературы с разговорной речью народа. Язык у него живой, меткий. Тургенев внёс огромный вклад в сохранение и развитие языка. Всегда испытываешь наслаждение, когда читаешь, например, «Записки охотника». «Записки охотника» я перечитываю и перечитываю и каждый раз нахожу в них что-то новое для себя. Может, у меня ещё мал читательский опыт, но Гоголь и Тургенев для меня в настоящий момент являются теми писателями, которые понятны мне. Мне близок их стиль.

Беседовал Сергей Арутюнов