Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Мастер классы для участников конкурса

На своём семинаре 29 апреля перед учениками 6-7 классов - финалистами очного этапа IX-го сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. И.С. Шмелёва, проводимого Издательским Советом Русской Православной церкви (Председатель Издательского совета - митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ, заместитель председателя - иеромонах Макарий (Комогоров), куратор - Елена Кульбовская), Витюк Игорь Евгеньевич прочитал двухчасовую лекцию "Как написать эссе" в интерактивном режиме (общаться и задавать вопросы можно было по ходу лекции).

«Существует два подхода к обучению: традиционный "от простого к сложному" и весьма редкий "от сложного к простому". Я, как правило, выбираю второй вариант (именно так меня, молодого офицера - математика-радиолокационщика, старшие товарищи обучали искусству программирования на совершенно неизвестном мне языке программирования "Эль-76" для многопроцессорных ЭВМ "Эльбрус" стратегических систем вооружения).

Дети у нас сейчас очень умные, информацию схватывают на лету, и эту лекцию, предназначенную для студентов-филологов старших курсов, они законспектировали во всех подробностях. Незнакомые им термины я пояснял максимально простым языком.

План лекции "Как написать эссе" включал рассмотрение следующих вопросов:

1. Что такое эссе и чем оно отличается от школьного сочинения?

2. Кто твой читатель? Кто твой читатель: сверстник или конкретный человек, которого ты очень ценишь и хочешь поделиться сокровенным, если не получается представить, то напиши как будто для себя самого, который впервые прочтёт этот текст, отстранившись от собственного авторства. Вы пишите будто бы для конкретного человека, но эта проблема касается всех, и ваше эссе должно быть интересно всем читателям.

3. Основные характеристики эссе: единственность темы, разговорный и художественный стили речи, мысли и чувства выходят на первый план, свободная манера изложения, свободное мнение о выбранной теме, непринуждённость повествования, спонтанный, интуитивный, негаданно-нежданный характер осмысления своего «я» в рамках взятой темы; энергия взаимных переходов и мгновенных переключений из понятийного ряда терминов (научного или делового стиля и лексикона) – в образный, из абстрактных и отвлеченных рассуждений – к бытовым примерам из своей жизни или окружающей действительности», то есть – контрастность, неожиданность этих переходов. устойчивые образные выражения (фразеологизмы), неологизмы, архаизмы , диалектизмы, выразительные средства языка, можно задавать риторические вопросы (без ответа) и даже использовать обращения к читателю. Допускается использовать сленг, жаргон – свойственный небольшим группа – профессиональный, подростковый…
Ни в коем случае нельзя:
– писать канцеляристским языком со штампами;
– никакой назидательности, нравоучения и дидактики.

4. Композиция (структура) эссе:
- 4.1. Вступительная часть - один абзац, от одной до трёх фраз, можно с риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями. Задача вступления – дать эмоциональный настрой, вовлечь в чтение, заинтересовать. Для этого используются риторические вопросы, цитаты, четкая формулировка темы.

- 4.2. Основная часть.
Эссе – это своеобразный рассказ (повествование), но это – приключение идей (Автор термина - Андрей Тесля), а не людей..
Интрига — некий вопрос, трудность, которая не имеет очевидного решения — чтобы приковать внимание читателя. 1. Он должен увидеть проблему — и вместе с тем согласиться, что простого ее решения нет. 2. Или же, напротив, он может предположить, на уровне здравого смысла, что это решение — вот, прямо перед глазами, и буквально на следующем ходе вы демонстрируете ему, что это решение — ложное, это ловушка здравого смысла — и тем самым он отправится с вами далее в путешествие по поискам теперь уже неочевидного, но верного ответа.
Основное повествование — некий путь, который вы предлагаете проделать читателю в поисках ответа на вопрос.
Форма изложения мыслей – лаконичные тезисы, после которых должны следовать аргументы
Тезис+аргументы – аргументы – эмоциональные, чувственные, иногда логические, примеры из своей жизни, личного опыта, мнения ученых, исторические или научные факты.
Должно быть не более трёх тезисов – самых важных для вас, одного как правило, мало, больше трёх – перебор.
Хорошо, когда автор затрагивает историю вопроса, приводя разные (порой противоположные) точки зрения по проблеме (цитаты известных писателей или общественных деятелей) – для этого нужны знания и широкая эрудиция, в том числе о современном положении в мире и стране.
В хорошем среднем эссе должно быть ровно то же, что в обычном хорошем рассказе Основное, что следует помнить: эссе — это история, которую вы рассказываете другому. Поэтому в ней должны быть:
Остранение (термин введён литературоведом Виктором Шкловским в 1916 г.) — представление знакомого, привычного — незнакомым (и при этом верным) образом, увидеть привычное так, как если вы видите это в первый раз (на примере фотографии это объяснить проще всего: в непривычном, неожиданном ракурсе). Замедление — во многом то, что создает саму суть литературы: в ней, как и в геометрии, прямая — кратчайшее расстояние от точки A к точке B, но сохранив эту прямую — мы получим лишь голый сюжет, а сюжет любого великого произведения литературы можно рассказать самое большее за пару минут.
Замедление (ретардация) – создаёт «плоть», конкретность повествования (в том числе «иллюзию реальности», ведь в реальности не бывает лишь «вопроса» и «ответа», соединенных напрямую, все погружено в контекст и обстоятельства). И замедление обманывает ожидания читателя и поддерживает, возобновляет его интерес: он уже выстроил прямую ответа, но, оказывается, на пути встречаются новые обстоятельства, которые отменяют или существенно корректируют уже готовое решение (подобно тому как герои, попадая в новую ситуацию, раскрываются с новых сторон, углубляется прорисовка их характера).

4. 3. Заключение.
Фактически, это выводы всего вышесказанного. Финальные предложения ценны тем, что они добавляют работе целостности. Их функция – натолкнуть читателя на размышления, сделать произведение запоминающимся. Иногда кажется, что именно из-за завершающих строк стоило написать рассказ.
Финал и эпилог — поскольку основной путь может быть сложен и разнообразен, читатель должен в финале увидеть, каким образом решен исходный вопрос (и в идеале также отчетливо увидеть логичность, не-случайность проделанного пути).
Далее я привожу 5 самых распространённых вариантов финала эссе.

5. Название эссе. После написания черновика эссе придумываете название, отражающее суть вопроса, интригующее читателя, но не более пяти слов.

6. В конце лекции привожу полезные советы и типичные ошибки.

Мероприятие проведено при поддержке Фонда Президентских грантов