Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Митрополит Климент: О чем говорит старый альбом

Закончился заочный этап детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». На заседании Конкурсной комиссии определилась основная группа финалистов. Сейчас среди участников конкурса, которые не вошли в список финалистов, проходят мероприятия под названием «Мартовская капель». Юные писатели в интерактивном формате разыгрывают шесть путевок в финальную часть Конкурса.
Финалистам Конкурса весной этого года предстоит приехать в Москву, где они примут участие в мастер-классах, познакомятся с достопримечательностями столицы, напишут авторские работы на очном этапе. Победители Конкурса определятся по итогам очного этапа.
И все же многое – заочный этап – уже пройдено. И ребята, приславшие лучшие работы, уже знают, что они – финалисты конкурса. И это уже значимое достижение.
При подведении итогов заочного этапа я познакомился со значительною частью работ. Напомню, что первыми проверяли поступившие работы по четыре эксперта в каждой возрастной группе. Это педагоги из разных регионов, не имеющие связи между собой, а сами работы не были персонифицированы. Оценки они выставляли независимо друг от друга. И уже те работы, которые по баллам прошли в 40 лучших в каждой возрастной группе, рассматривала конкурсная комиссия. Их я прочитываю все. Работы финалистов просматриваю по несколько раз.
В этом году мне очень понравилось эссе Екатерины Рыловой «Династия учителей на страницах семейного альбома». Я был приятно удивлен, что такому юному автору удалось в небольшой творческой работе коснуться сразу нескольких важных тем. Эссе при этом получилось по-настоящему интересным.
Старый семейный фотоальбом – это уже несколько интересных тем. В нашей жизни все меняется слишком стремительно. Мы выбрасываем вещи, как только что-то слегка ломается или перестает нам нравиться либо быть «современным», модным. Между тем давно замечено, что детям в своей семье полезно видеть вещи, которые даже старше, чем их родители. Живая история. Какой-то предмет, купленный еще бабушкой или прабабушкой. Представляете, сколько «ниточек» можно размотать из такого «клубка»? Держишь в руках такую вещь – и сразу появляется много вопросов о том времени, о своей семье в те времена, о родных, которых в земной жизни уже не застали. Вот такой предмет – фотоальбом – оказался в руках девочки: бабушка его достала из секретера – тоже довольно старого.
Фотоальбом как таковой – ценнейшая вещь для изучения истории своей семьи и всего рода. На фотографиях не только наши старшие родные запечатлены, но там обязательно видны и какие-то реалии того времени. А что-то для представителей нынешнего младшего поколения семьи окажется узнаваемым – они с удивлением и радостью это рассматривают и расспрашивают: «А кто это рядом с бабушкой на фотографии?» «Есть детские фотографии дедушки?» «Тогда у всех такие стулья были? Я помню, в музее такие стояли». И обязательно будут внимательно слушать ответы на вопросы. Вот так человек все больше становится частью своего большого рода.
Следующая тема в эссе – династия, уже несколько поколений женщин в этой семье выбирают путь преподавателя. Задумывались ли мы, почему раньше нередко были целые династии кузнецов, портных, краснодеревщиков и т.д.? Дело не только в том, что так легче устроить жизнь, или что родители все решили за детей, а у тех просто не было выбора. Наверное, у кого-то так и случилось, но были и другие причины: кто, как не родители, научат юного человека всему с азов, передаст все секреты ремесла? Где, как не в родительском доме или в родительской мастерской, человек может постепенно, с самого раннего возраста, обучиться всему тому, что составляет настоящее мастерство, из чего вырастает настоящий умелец?
Если человек растет в династии педагогов, он знает особенности этой профессии не понаслышке, а когда решит продолжать этот труд, то понимает, что его ждет на этом пути. Мама, бабушка могут давать потом ценные советы, они помогут избежать ошибок и исправить те, которые молодой специалист все-таки совершит – все мы когда-то в чем-то ошибаемся. В книге Екклесиаста читаем: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). И как хорошо, если рядом есть тот, кто подскажет, опираясь на свой опыт.
Екатерина Рылова избрала тему профессиональной династии на опыте своей семьи, и преемственность призвания учителя в своем эссе раскрыла удачно. Хочется поблагодарить всех взрослых этой семьи, избравших труд педагога. Как много людей на свою работу сетуют, вечно всем недовольны. А эти женщины свою работу любят и говорят о ней хорошо – свидетельством этого стали дочки и внучки, выбирающие эту же профессию.
Есть и еще одна интересная и важная тема в эссе: тема многодетной семьи, в которой у мамы есть время на всех: и на сына, ставшего уже студентом, и на школьников, и на дошкольников. И с каждым ребенком интересно, и с каждым есть о чем поговорить.
Вот сколько важных тем в одной работе. Надеюсь, ее автор продолжит учительскую династию, а также не оставит литературное творчество.

«Вечерняя Москва»