Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Екатерина Блынская: «Стезя у нас одна, и это меня восхитило»

Закончился цикл занятий литературной мастерской «Мартовская капель», и мы спешим задать вопросы её мастеру, поэту, прозаику, драматургу, выпускнице Литературного института имени А. М. Горького Екатерине Блынской, работавшей с возрастной категорией 8-9 классы.

- Екатерина, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от прочтения работ заочного этапа. Что удивило и в сюжетных поворотах, и в самом изложении? Какие работы запомнились, и почему?

- Работы замечательные – все. Трудно выбрать лучшие.

Запомнились работы, где школьники умело работают со стилизацией: рассказ «Господин Кольголь» Арины Долотенко и «Прощай, Дерсу!» Сумина Захара. И на «Мартовской капели» они удивили, и кроме того, сколько было всего разного, но равновеликого в их литературных трудах.

Удачная работа – это, прежде всего, интонация и содержание: такой и должна быть литература. Не дидактика или чтиво, а осознание, соединение чувств, единство души и сердца. Этого было много и везде, что радует.

- Как вам кажется, о чём сегодня думают молодые, и что они чувствуют, может быть, гораздо тоньше и точнее, чем взрослые?

- Я думаю, что молодые, в меру только лишь своей скромности (а она у них есть) не говорят о каких-то сомнительных вещах. Думают они всё о том же, о чём и взрослые, но волнует их ещё то, что они видели и чувствовали в том беспредельном, что окружает человека ещё перед колыбелью, они ещё не забыли об этом, и потому уже умеют мечтать, найти добро и счастье в малом, восторгаться букашечкой и котёнком, сопереживать и верить. Об этом их чистые помыслы. И пусть бы это умение в них осталось, даже как украшение нас, взрослых: все мы уповаем на то, что дети пронесут «разумное, доброе, вечное» как можно дальше по дороге судьбы и как можно позже его почувствуют не бессмысленной ношей, а необходимостью и, может быть, единственным человеческим долгом.

- Теперь о «Мартовской капели». Что показалось вам наиболее важным для рассказа юным словесникам о том, как и на чём строится современная словесность, когда вы делали примерный план занятий?

– На впечатлениях, конечно. К ним уже можно подбирать и слова, и ключи, и героев, и описания, и сюжеты. Впечатления умозрительные или восторги души – неважно; главное, чтобы дети научились их «вылавливать» и запечатывать в слова. Этому я и хотела их научить, собирать свои бусики впечатлений, событий, историй, образов и речей.

- Сбылись ли ваши внутренние ожидания от встречи с ребятами? Как бы вы охарактеризовали своих студийцев?

- Они все ищущие. Пока, слава Богу, у них нет сомнений, что они делают «что-то не то» или не так. Они всё делают так. Но они должны быть посмелее в высказываниях, но это придёт и вместе с болящей душой, которая через года отзовётся и выдаст то, что действительно её беспокоит в каком-нибудь крупном литературном произведении. Пока ещё это очень цельные, настойчивые в хорошем смысле слова молодые люди, некоторые немного самонадеянны (к лучшему), но у них есть всё, чтобы, приложив труд к таланту, получить дар.

- Столкнулись ли вы с неожиданными для себя репликами, мнениями с их стороны, заставившими иначе взглянуть на свои прежние воззрения?

- Нет. Никакого разброса мыслей не было. Стезя у нас одна и это меня восхитило.

- Что стало сюрпризом при выполнении ребятами заданий? И, кстати, какими творческими заданиями вы их озадачили?

- Я просила их описать в едином временном пространстве персонажей, раздираемых внутренними противоречиями (ведущее противоречие образа) и далее – найти уникальные детали, эпитеты и редкие слова, и ввести их в произведения. Они нашли и слова, и образы, правда, не в точном соответствии, но все старались. Сюрприз был в том, что пишут многие очень зрело. Я сама пыталась писать небольшие зарисовочки лет с десяти, но проза пришла ко мне лет через восемь и была совсем не такой, как у наших учеников - почти без шероховатостей. Видно, что они знают, умеют, а главное, хотят работать над словом. Это подлинное удивление.

- Если бы можно было «открутить назад», какие нововведения вы бы сразу же ввели в процесс обучения в нашей литературной мастерской?

- Более системный подход и встречи в реале. Если бы можно было хотя бы на две недели собрать лучших и более детально подойти к каждому.

Беседовал Сергей Арутюнов