Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Слово о мастер-классах

23-го марта 2024-го года, в первый день очного этапа конкурса «Лето Господне» в Издательском Совете прошли литературные мастер-классы.

Вот уже в течение многих очных сезонов именно мастер-классы являются опорным пунктом культурной программы, важнейшим этапом подготовки юных писателей к творческому испытанию – написанию очной работы.

Первоочередная задача мастеров – унять волнение конкурсантов перед испытанием, создать им нужный настрой, приободрить, ознакомить их с основами риторики и наиболее точного, выразительного и доходчивого доведения своего высказывания до читателя, а также рассказать о среде, в которой создаются современные литературные произведения.

Занятия с финалистами возрастной категории «6-7-е классы» провела дипломант II степени Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» 2017 года и финалист 2018 года, бессменный волонтёр, выпускница Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Ангелина Зимина.

Она построила занятие на редкой и истинно филологической дисциплине – семиотике. Разумеется, методологическая основа мастер-класса не могла не включить в себя тезисов таких признанных мастеров структурного анализа текста, как Юрий Лотман и Владимир Пропп, однако в данном случае можно говорить об авторской методике разбора Ангелиной феномена волшебной сказки. Скрытые смыслы, интерпретации, сюжеты «Курочки-рябы», «Морозко» и многих других известных с детства каждому из нас историй получили неожиданную для младшей возрастной группы глубину и таинственность: так, мышка превратилась из вполне заурядного героя в проводника между земным, подземным и надземными мирами.

С восьмиклассниками и девятиклассниками мастер-класс провёл поэт, главный редактор журнала «Москва», лауреат Всероссийской литературной премии имени генералиссимуса А. В. Суворова, премий им. Афанасия Фета, Сергея Есенина и Пушкинской премии в номинации «Просветители», мастер Литературного института им. А.М. Горького Вячеслав Артёмов.

Преподаватель сосредоточился на заочных работах финалистов и провёл практический анализ как сюжетов и приёмов, так и употреблённых в работах выражений, сравнений на предмет соответствия их личному опыту конкурсантов. Во главу анализа Владислав Владимирович поставил классический принцип «Знаешь – пиши, не знаешь – сначала наберись опыта», или, другими словами «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь».

Финалисты десятых и одиннадцатых классов встретились с многолетним другом нашего конкурса, журналистом-обозревателем газеты «Вечерняя Москва», лауреатом Премии города Москвы в области журналистики, Заслуженным журналистом России, профессором кафедры международной журналистики МГИМО Ольгой Кузьминой.

Главной темой разговора со старшеклассниками стала практическая стилистика. Повсеместное использование штампованных конструкций в отсутствие постулированных языковых норм, заметные стороннему наблюдателю процессы смыслового обветшания языка являются, по словам Ольги, результатом исчезновения «культуры черновика» - рефлексии о написанном и тут же, как часто бывает, отправленного в социальные сети или редакции текста, что сказывается не только на качестве художественной и прикладной литературы, но и на внятности межличностного общения. Если и можно призывать сегодня к чему-либо, то к усугублённому само-редактированию, а также к возможно более раннему воспитанию у себя вкуса к подлинной словесности, различению профессиональной литературы и графомании. 

Общение с мастерами внесло некоторые коррективы в творческие замыслы юных словесников: они узнали множество нового и о себе, и, главное, о классической и современной литературе, а также о специфических выразительных приёмах, выработанных русской словесностью на всём протяжении её становления.