Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Василий Киляков: «Я увидел ребят, для которых и мне самому интересно писать»

Если вы прочли заголовок, то уже понимаете, что такое признание от мастера дорогого стоит… На наши вопросы отвечает писатель и преподаватель «Мартовской капели» Василий Киляков.

 

- Василий Васильевич, насколько важным кажется вам институт современного

литературного наставничества, и почему?

 

- Совершенно необходимо окормление, попечительство над молодыми: так было всегда, и особенно необходимо сегодня. Кроме передачи опыта, наблюдений, наработок – не должны пропадать и «чувства добрые», всё должно наследоваться, иначе – зачем и трудиться.

 

Кроме того, мир после 1990-х стал иным, и, мне кажется, он непредсказуемо опасен для молодёжи. У нас не было компьютера, а это порой – монстр. Он разбивает молодые души «вседоступностью». А для того, чтобы что-то писать, необходима своя точка зрения на всё происходящее. Опытный писатель не может «подарить» свой угол зрения, он выстрадал его сам – эти свои мысли и ощущения, привязанности и прочее. Но помочь и посоветовать может и должен.

 

Очень важно, что «Мартовская капель» –онлайн-мастерская – организовывается и проходит под эгидой Издательского совета Русской Православной Церкви, а, значит, с добрым и открытым сердцем.

- Каковы впечатления от встречи с племенем молодым и незнакомым? Увиделось ли вам в мерцании душ нечто знакомое, не вытравляемое из русского национального характера, несмотря ни на какие перемены?

 

- И ребята, и девушки очень разные. И по даровитости, и по воззрениям, но есть главное, что объединяет их: стремление к лучшему, к Богу, и они горят потребностью писать, читать и ищут свой голос. Это важно.

 

- Почерпнули ли вы из трех встреч со студийцами что-то и для себя?

 

- Интересен лексикон – находки не жаргонного, а живого языка молодых. Не имея наглядного опыта в том, как изменяется язык молодёжи, невозможно это современное «движение фразы» выстроить и придумать. Один пишет по заданию в диалоге с матерью:

«У меня катка не прошла» (серия игры). Другой пишет «…но камон…», так я и не расшифровал это слово, обращение к матери, что ли (слово часто переводится как «давай» («come on» – англ.), но в данном значении наиболее точный перевод – увещевание: «но послушайте же» - прим. С.А.).

 

Интересны методы исполнения домашнего задания, уже не говорю о важности главных конкурсных работ. У каждого свой подход, свои находки. Иногда, правда, чувствуется и помощь взрослых, вторжение в работы «знающих и опытных», и это не всегда на пользу обоим, и ученику пишущему, и преподавателю.

 

- Какие задания оказались выполненными на твёрдую «пятёрку», и почему? Можно ли, прочитав и оценив их, уверенно говорить об искрах Божьих, зароненных в сознание ещё совсем юных словесников?

 

- Сам по себе интерес к чтению и написание своих собственных рассказов – уже похвальны. При прочих равных условиях тот, кто читает книги и пишет сам – всегда будет впереди и руководителем у тех, кто не читает и не пишет.

 

Я бы отметил Якова Воробьёва, он даровит. Если не бросит писать, станет известен, по меньшей мере. У него уже своя хватка: он начинает с главного, а потом развивает тему. Это уже свой «метод».

 

Маргарита Водько – лирична, наитием она понимает и ценит неслучайное, умеет вжиться в образ «героя».

 

- Какие удивительные впечатления вы вынесли из литературной мастерской?

 

- Прежде всего: уверенность, что сам я отдал жизнь литературе, скорее всего, не зря.

 

Я вижу, как растет племя пытливых, интересующихся ребят. Если они не станут писателями, то, это видно сегодня уже, читать они не бросят. А, значит, есть молодые, которые, быть может, и меня прочитают. По-своему пусть поймут, но прочитают всё же. И это дорогого стоит, ведь писатель пишет для кого-то, а есть ли он, нынешний читатель, будет ли он?

 

Я увидел ребят, для которых и мне самому интересно писать.

 

- О чём следует сегодня говорить с молодыми людьми и как именно, на их языке или на классическом?

 

- И на их языке, и на языке классиков. Обогащение должно быть разносторонним.

 

- Каким вы теперь видите будущее русской словесности, представив, что уже через несколько лет новое поколение постучится в её двери?

 

- Непредсказуемо. Я вижу имена победителей конкурсов нынешних, читаю работы, которые приходят по премиям «просветительским», где я в составе жюри. По большому счёту едва ли не сплошь – одни компиляции, публицистика. И с другой стороны, возьмём самые распиаренные, денежные конкурсы – оттуда совсем уходит главное, художественность: «Ясная поляна», «Большая книга» – лишь поиски невысокого полёта о писателях, о политиках, едва ли не всё пишется для нынешней серии ЖЗЛ. А награждаются эти опусы весьма богато именно в жанре прозы (почему-то). Порой авторы, которых раскрутили до знаковых и продаваемых – просто вредны. По большому счёту художественной литературы не встречаю.

Надежда исключительно на молодёжь, они не ангажированы, максималисты в силу уже одной своей молодости только. Они сумеют, надеюсь, во всём разобраться и исправить многое и в литературе. Время и талант (как я вижу) у них для этого есть.

Беседовал Сергей Арутюнов