Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Детское и взрослое восприятие животного мира в повести И.С. Шмелева «Мэри»

ДЕТСКОЕ И ВЗРОСЛОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОВЕСТИ И.С. ШМЕЛЕВА «МЭРИ»

Целью предпринятого исследования стало рассмотрение проблемы взаимоотношений человека и животного в повести выдающегося писателя русского зарубежья Ивана Сергеевича Шмелева «Мэри», созданного в 1907 году. Актуальность  осуществленного исследования определяется нарастающим интересом в  современном литературоведении к творчеству автора. Методами исследования стали интерпретация, сопоставление, наблюдение и обобщение. Результаты, полученные в ходе литературоведческого анализа, показали, что сюжетным и смыслообразующим принципом художественного изображения в произведении становится противопоставление детского и взрослого мировосприятий, различное восприятие животного героем-ребенком и взрослым персонажем. Мировоззрению взрослого человека оказываются присущи свойства внутреннего разлада, разобщенности, отчуждения от природного бытия. Детство в авторском постижении предстает периодом духовной цельности и  гармоничного сосуществования с окружающим природным миром.  
И.С. Шмелев; детское и взрослое мировосприятия; образ животного; образ ребенка; тема детства; повесть о детстве.

Введение. Феномен творчества выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873–1950) привлекает пристальное внимание современных исследователей. Его художественное наследие – необычное явление в отечественной литературе, исключительное по глубине созданных образов и оригинальности творческой манеры. Редкий писательский дар И.С. Шмелева, своеобразие художественного видения становится неисчерпаемым источником литературоведческих и читательских интерпретаций.  
Цель и задачи. Целью исследования явилось раскрытие проблемы взаимоотношений человека и животного в повести И.С. Шмелева «Мэри» (1907). Определены следующие задачи исследования:  раскрыть своеобразие авторского постижения темы детства и внутреннего мира ребенка; выявить особенности противопоставления детского и взрослого мировосприятий в тексте; рассмотреть своеобразие художественного воплощения проблемы взаимосвязи образов животных и людей.
Изложение основного материала.
В русскую литературу И. С. Шмелев вступает как автор  произведений, в которых тема детства и образ ребенка обретают глубокий философско-этический смысл («Гассан и его Джедди», 1906; «Мой Марс», 1910; «Липа и пальма», 1912 и др.). Среди них особенно выделяется повесть «Мэри», в которой писатель обращается к проблеме взаимоотношений человека и животного, размышлению о различном  восприятии мира природы взрослым человеком и ребенком, о возможности постижения человеком гармоничности бытия.
В повести «Мэри» автором художественно воссоздан образ греховного мира, утратившего гармонию взаимоотношений человека и животного. Перед читателем проходит череда образов: богатый граф – владелец знаменитой конюшни, озабоченный выгодными заездами, приносящими деньги, безжалостный и беспощадный к жокеям, которые уже не могут побеждать и выигрывать призы; старик Числов, видящий в своей скаковой лошади лишь возможность будущей прибыли и тешащий себя тщеславными мечтами. Числов живет «одною мыслью»: «Судьба толкнула его купить лошадь. Он приготовит ее, разовьет ее скорость <…> и снова увидят его желтый камзол с алой лентой, красный картуз. Он поедет за заветным призом, из-за которого бьются все владельцы конюшен, жокеи, спортсмены, он победит, возьмет деньги, вернет свою славу» [1, с. 10].
В рассказе мир взрослых, погрязших в страстях и эгоизме,  противопоставляется миру детей, которые сохраняют чуткость сердца, способность к любви и милосердию. По мысли Л.А. Спиридоновой, «одним из мотивов творчества И.С. Шмелева» в дореволюционный период становится «противопоставление чистоты и грязи, святости и разврата, корыстолюбия и бескорыстия» [2, с. 34]. Так, для восьмилетнего Сеньки, внука старого жокея Числова, лошадь является предметом неустанной любви и заботы. Мальчик щедро одаривает животное своим вниманием и «днями сидит в конюшне» [1, с. 12]. Именно в отношении ребенка к Мэри автор показал пример восстановленной гармонии между человеком и животным. Детское сердце, полное любви к Богу и созданному Им тварному миру, перед решающим заездом, который погубит животное, особенно встревожено, предчувствуя грядущую беду: «Сенька сидит на крыльце и ревет. Знакомый белый кусочек, сахар, зажат в его пальцах. <…> Сенька вскочил, обхватил ее шейку, прильнул <…> Горячее что-то упало на вздрагивающие ноздри» [1, с. 14]. Мальчик понимает, что дед уводит любимую лошадь на гибель ради денег: «– Зачем ты уводишь ее, зачем?.. Ты хочешь продать ее? <..> – Сенька был бледен <…> – Не надо денег, не надо! <..> Дедушка, оставь “Мэри”, оставь! Сенька уткнулся в ворота и плакал» [1, с. 30]. Именно ребенок становится главным обвинителем тщеславного жокея после того, как лошадь была погублена заездом, его сердцем и совестью: «– Дедушка! Зачем ты уводил “Мэри?” – вдруг спросил Сенька. – Она была здорова тогда <…> Зачем ты уводил ее, зачем?» [1, с. 30]. Отметим, что о «чуткости детей к миру природы, животным» писала О.А. Сосновская [3, с. 321].
Мир животных в рассказе олицетворяется и одухотворяется, наделяется способностью мыслить, чувствовать и говорить. Животные по духу оказываются родственны детям, сохраняют возможность воплощения любви и милосердия к себе подобным и человеку. Так, лошадь Мэри по-детски бескорыстно и искренне стремится помочь старому жокею выиграть заезд, чтобы отплатить за любовь и заботу, встреченные в его доме: «”Мэри” дрожала: чувство восторга и непонятного страха охватило ее. – Я так рада! Я буду добывать деньги, я буду трудиться» [1, с. 21]. Провожая Мэри перед заездом, собака по кличке Жук, как и маленький Сенька, предчувствует надвигающуюся беду и, заранее оплакивая участь лошади, одаривает ее прощальной лаской: «Он лижет ее белую ножку и печально виляет хвостом <…> – Прощайте, “Мэри” <…> – говорит он глазами. – Я <…> плачу, «Мэри» <…> о вас» [1, с. 50].  
Выводы. Проблема взаимоотношений человека и животного, над которой И. С. Шмелев размышляет в своем раннем произведении, неразрывно связывается с темой детства. Образ ребенка в повести «Мэри» наделяется особой духовной глубиной, таинственной сопричастностью Богу и всему созданному Им тварному миру. Одновременно с этим внутреннее духовное движение взрослого человека обретает противоположный вектор развития – устремление к злу и страстям, утрата образа Божьего. Обращение к миру природы позволяет автору выявить различия детского и взрослого мировосприятий, раскрыть  идею о необходимости возвращения к идеалам любви, добра и милосердия.
Литература
1.    Шмелев И.С. Мэри: рассказ. Париж: Возрождение, [192-]. 177 с.
2.    Спиридонова Л.А. Художественный мир И.С. Шмелева: монография. М.: ИМЛИ РАН, 2014. 240 с.
3.    Сосновская О.А. От «света знания» к «свету разума»: образ детства в прозе И.С. Шмелева 1906–1910 гг. // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 14. С. 311–332.
4.    Макарова Л.А. Воцерковленная Россия в художественном изображении И.С. Шмелева: Малые жанры прозы: автореф. дис. … канд. филол. н. М., 2007. 28 с.
5.    Дунаев М.М. Духовный путь И.С. Шмелева // Духовный путь Ивана Шмелева. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 171–197.
6.    Захарова В.Т. Поэтика прозы И.С. Шмелева: монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. 106 с.  
7.    Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелёв. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 272 с.
8.    Осьминина Е.А. Проблемы творческой эволюции И.С. Шмелева: дисс. канд. филол. н. М., 1993. 166 с.
9.    Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1995. 287 с.
10.    Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. 560 с.