Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

Критерии оценки творческих работ конкурса "Лето Господне"

Все представленные на конкурс литературные работы оцениваются по трем группам критериев.  В первой и во второй группах находится по пять подкритериев, они оцениваются по шкале: 0, 1, 2 баллов. Таким образом, первая и вторая группы критериев могут набрать максимум по 10 баллов каждая. Третий критерий оценивается согласно методичке по пяти – бальной шкале.
1. ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТОИНСТВА РАБОТЫ (максимум 10 баллов):
a.  Оригинальность творческой идеи (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию подразумевает следующие характеристические черты:
- тема, избранная для сочинения, не относится к числу часто затрагиваемых, по крайней мере, в сфере общего и специального образования,
- из текста видно, что учащийся подошёл к выбору темы сугубо индивидуально, выбрав её из заданного круга тем, относящихся либо лично к нему, либо к региону его проживания, либо к счастливо найденной тематике, к которой он почувствовал себя призванным,
- раскрытие темы представляет собой не совокупность общих фраз, вероятно, заимствованных, но лично переосмысленное, предпочтительно, с привнесением чего-то нового, отличного от классического понимания вещей, содержание – редко освещавшиеся или впервые звучащие факты и рефлексию по их поводу.
b.  Самостоятельность мышления, наличие авторской позиции (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию основывается на следующих чертах:
- помимо объективных истин, автор сочинения привносит в работу элементы личного осмысления избранной темы, прямо влияющие на стилистическую окраску работы, тон которой в связи с этим скорее размышляющий, нежели постулирующий,
- автор порой творчески противоречит устоявшемуся пониманию природы вещей, задаётся вопросами там, где, казалось бы, «давно всё ясно», и разрешает их для себя с использованием доступной ему аргументации – то есть, «мыслит в тексте», присутствует в нём именно как личность – объясняющее и уравновешивающее противоположности начало, а не автомат для формирования голых тезисов.
c.  Полнота раскрытия темы (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию подразумевает:
- достаточно широкую совокупность аспектов рассмотрения темы (предмет анализируется как минимум с нескольких позиций – словарно-академической, социально-общественной, индивидуально-личной, и т.п.),
- приведение разных точек зрения на предмет с авторской оценкой их правоты и значимости,
d.  Способность к анализу (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию основывается:
- на наличии в тексте элементов аналитического осмысления темы, синтаксически сложных конструкций личной модальности («я считаю», «вынужден согласиться с тем, что», «не могу согласиться с этой точкой зрения по следующим причинам» и т.п.)
- на сопоставлении противоположных точек зрения, «взвешивании» их правомочности и сделанных из этого сопоставления выводов.
e.   Глубина эмоционального и эстетического воздействия (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию основывается как на непосредственном впечатлении от работы, так и на конкретных риторических элементах эмоционального воздействия.
При этом следует учитывать не количество собственно таких эмоционально окрашенных единиц, как междометия и восклицательные знаки, а уместность их употребления и, скорее, не их самих, но конструкций, куда более глубоких по сути, – удачно сопоставленных, порой взаимоисключающих фактов, личных реакций на них, стилистически верно употреблённых эпитетов, внутренней ритмики речи, и т.п.
2. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА РАБОТЫ (максимум 10 баллов):
a. Выдержанность стиля, соответствие выбранному жанру (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию ставится за стилистическое соответствие темы текста её раскрытию.
Так, «научная» тема раскрывается с употреблением соответствующей терминологии и, возможно, отсылок к предыдущим работам по избранной теме, семейное предание – с имитацией бытовой речи близких, и т.п.  Во фразу с отчётливо «научным» содержанием не должны попадать просторечные обороты, и ровно наоборот.  Элементы разговорного стиля употребляются при цитировании живого диалога, но не при осмыслении абстрактного явления, тем более духовного плана.
При этом либо соблюдается единый стиль для всего текста, либо стилистические различные пласты текста (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой и др.) находятся между собой в гармоническом единстве и обуславливают друг друга.
b.  Последовательность изложения (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию проставляется при условии поступательного раскрытия темы «от начала к концу», что не исключает «лирических отступлений», «обратной композиции», ретроспекций и других нарушающих последовательность «прошлое-настоящее-будущее» элементов.
В тексте должна ощущаться постоянная концентрация автора на избранном предмете; недопустимы отступления, которые ничего не прибавляют к раскрытию темы, но напротив, «затуманивают зеркало», бессвязные ассоциации, слабо мотивированный уход от темы ради сомнительных стилистических «красот».
c.  Смысловая цельность, связность (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию подразумевает соблюдение последовательности «тезис, антитезис, синтез». Постулируя мысль, автор приводит к её обоснование некоторые доказательства; если он не считает должным доказывать, по его мнению, очевидное, он переходит к следующей мысли, лежащей в едином смысловом поле с предыдущей.
При этом отсутствие видимой взаимосвязи между тезисами – не повод обвинять автора в неумении последовательно излагать свои мысли: такая взаимосвязь может казаться неочевидной вследствие далеко отстоящих друг от друга, но крайне действенных в сфере языкового творчества авторских ассоциативных рядов.  
d.  Яркость и образность письменной речи (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию выставляется за употребление нештампованных выражений (сравнений, эпитетов, удачно употреблённых гипербол и метафор, иных тропов), свидетельствующих о напряжённо художественном авторском мировидении.
Как известно, для стилистически развитой речи характерен особый ритм, способный увлечь восприятие в область «чистой образности», куда лучше логически выстроенных фраз, в форме притчи раскрывающей смысл темы.
e. Композиционная стройность (0, 1, 2 баллов).
Высший балл по этому критерию проставляется за выделяемость в тексте таких структурных элементов, как зачин (экспозиция), развитие (смысловая часть),  концовка (выводы), могущие не находиться в прямой последовательности (не прямая, обратная композиция), однако самим своим расположением мотивирующие работу на наиболее полное раскрытие темы.
При всех возможных вставках работа не теряет цельности, видится гармоническим единством.
3. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА (до 5 баллов)
Максимальная оценка по этому критерию выносится в соответствии с обычными школьными правилами уроков русского языка: орфография, пунктуация, стилистическое соответствие первичного синтаксиса и более сложных речевых конструкций и оборотов должны соответствовать требованиям «чистого письма» (belle lettre).